Разговор с учителем истории о счастье

Накануне Дня учителя корреспондент «Ярославского агрокурьера» встретилась с известным педагогом – учителем истории из села Толбухино Александром Борисовичем Приваловым. В этом году исполняется ровно 35 лет с тех пор, как он живет в этом селе и преподает в местной школе.

Конечно же, наша беседа началась в школе, ставшей для Привалова родной. А продолжился разговор в музее маршала Федора Ивановича Толбухина, который очень дорог учителю, в него он вложил много сил и знаний, и в любимом старинном парке Александра Борисовича, на берегу озера Тарасово.

Учитель считает, что самое главное для человека – жить в гармонии с миром.

– Иногда задумываешься о том, счастлив ли я в этой жизни, и приходишь к выводу, что, наверное, счастлив.

Александр Борисович называет слагаемые хрупкого и такого желанного для каждого человека понятия. Любимая семья, дети, призвание, свое дело, верные друзья, наставники, родная природа, увлечение фотографией… А все вместе эти слагаемые составляют яркую полную картину бытия.

Родился Александр Борисович в деревне Сыданиха, в Костромской области. Родители его работали в совхозе, в ювелирной мастерской. Их детство и юность выпали на тяжелые годы войны. Отец с 13 лет трудился в колхозе, пахал землю на быках, мать с болью вспоминала тяжелую работу на строительстве железной дороги Кострома – Галич. Труд непосильный для 15-летней девочки. В семье Приваловых было трое детей, жили очень скромно. Александр Борисович с большой теплотой вспоминает родителей – добрых, трудолюбивых людей, которые и являются основой жизни, солью земли.

Друзья детства

Верные друзья – одна из непременных составляющих счастья. Александр Борисович считает, что друзья, особенно в детстве, помогают в формировании личности, характера.

– В детстве у меня были настоящие друзья. Борис Гущин – высокий, спортивный. Как-то задумал он прыгнуть с крутого обрыва в реку. Солдатиком, правда, мальчишки прыгали, но чтоб головой вниз – никто. А Борис прыгнул, а я – за ним, еле выплыл. Это был поступок. Такая дружба была – и в огонь, и в воду вместе. В старших классах у меня появился друг Николай Храмков. Он сел со мной за первую парту, мы внимательно слушали учителей, стараясь ничего не пропустить, у нас была жажда знаний. Вот это была дружба – крепкая, настоящая.

Призвание

– Александр Борисович, интересно, а когда вы задумались впервые о выборе профессии, когда вы поняли, что хотите стать учителем истории?

– Эта мечта появилась у меня в пятом классе, когда в нашей школе появилась учительница истории Антонина Александровна Пушкина. Высокая, статная, красивая, со строгой прической. Говорила она весомо, внушительно. Эта учительница произвела на меня, деревенского мальчишку, неизгладимое впечатление. Я очень хорошо помню момент, когда она появилась в нашем классе. На выбор профессии повлиял и двоюродный брат Николай. Он был моим другом и во многом служил для меня примером. Он начал рисовать – и я тоже стал увлекаться живописью. После восьмого класса я стал думать, что делать дальше. Именно брат посоветовал мне закончить десять классов и поступать в педагогический институт. Я уже тогда интересовался историей, особенно Древней Руси, зачитывался произведениями на эту тему. Начинал с рассказов и повестей, а потом дошел и до романов. Часто читал по ночам на кухне, потихоньку от родителей. В Костромском пединституте не было в то время исторического факультета, существовал факультет пионерской работы, а поскольку у меня не было опыта подобной работы, я туда не поступил. Пошел трудиться на текстильную фабрику в Приволжске слесарем. Вспоминаю, когда вышли в свет мемуары маршала Георгия Жукова, я очень хотел их прочитать. Но достать их, купить было невозможно, тогда я записался в очередь на книгу в городской библиотеке Приволжска и взахлеб читал мемуары после работы, а потом пять километров шел пешком домой. А утром подъем в пять часов утра – и снова на работу. Вскоре я ушел в армию. Служил в подмосковной Кубинке, побывал в то время во многих столичных музеях. А вернувшись после службы, поступил в Ярославский пединститут на историко-филологический факультет.

– Значит, мечта об истории не оставляла вас все это время?

– Да, она становилась все сильнее. Я много читал и все более увлекался этой наукой. И понял, что это мое призвание. Словосочетание Древняя Русь звучало для меня почти магически. Великие русские князья стали для меня как близкие, родные люди, столько я узнавал о них.

В институте Александр Привалов занимался научной работой, мечтал об аспирантуре.

Александр Борисович почитает своих наставников и особенно выделяет Леонида Аркадьевича Кочу. Он был не только учителем, но и другом.

–?Видимо, Леонид Аркадьевич разглядел во мне человека, влюбленного в историю. Он был моим самым любимым преподавателем в институте, да и он меня выделял. Но поблажек не давал, был очень требователен ко мне. Вспоминаю, как он меня «гонял» во время сдачи зачета по археологии. После зачета я его спросил, почему он меня так строго спрашивал, а он ответил: «А с близких строже спрашивают».

Требователен и сам Александр Борисович к своим ученикам. Но в то же время доброжелателен и открыт. Многие выпускники и после окончания школы обращаются к нему за помощью. Конечно, очень приятно, когда ученики проявляют живой интерес к истории. Правда, нынешнее поколение несколько прагматично, молодые люди более тщательно изучают предметы, которые считают нужными для получения в будущем той или иной специальности. Но Александр Борисович объясняет ученикам, что знать историю необходимо любому образованному человеку, независимо от профессии, которую он выберет.

Оказалось, что Александр Борисович преподает не только историю, но и обществознание, право, ведет курс мировой художественной культуры. Интересно, что в конце учебного года в Толбухинской школе ребята разыгрывают сцены по мотивам известных литературных произведений или, к примеру, ставят этюд на тему «Оживший шедевр». Привить детям любовь к искусству, к литературе, театру учитель считает очень важным. Сам Александр Борисович очень любит классическую русскую литературу, особенно Ивана Бунина. Этого великого писателя открыл для него наставник Леонид Аркадьевич Коча. Интересно, что двое выпускников Толбухинской школы выбрали актерскую профессию. Василий Шмаков окончил Ярославский театральный институт и сейчас снимается в телефильмах. А Сергей Дьяков поступил в этом году в театральное училище имени Щепкина в Москве. Кстати, Александр Борисович отмечает, что Сергей очень интересовался историей.

Привалов считает себя прежде всего учителем и ничуть не жалеет, что не сделал карьеру. А что такое карьера? Разве быть хорошим учителем – это менее важно, чем иметь какие?то высокие должности. Более 20 лет Привалов работал завучем, предлагали ему стать и директором в свое время. Но он отказался. Учительствовать для него – это главное. И труд его оценен по достоинству и коллегами, и учениками. Александр Борисович является членом экспертной группы по истории и обществознанию по аттестации школ и учителей, награжден многими грамотами, среди них есть грамоты и Министерства образования, и департамента образования, и областной Думы. Александр Борисович Привалов – почетный работник общего образования, учитель высшей квалификационной категории. Ее он получил первым среди учителей истории в районе. Александр Привалов дважды был лауреатом конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Самые дорогие люди

Александр Борисович счастлив и в семейной жизни. Со своей супругой Татьяной Дмитриевной они вместе уже 37 лет, познакомились в институте. Александр Борисович говорит о жене с большой нежностью и любовью. Татьяна Дмитриевна – учитель русского языка и литературы, и тоже очень талантливый человек. Дети пошли по стопам родителей и продолжили учительскую династию. Сын Евгений – учитель истории, первый помощник отца в музее маршала Федора Толбухина. Дочь Елена – преподаватель начальных классов. Сейчас она живет в Екатеринбурге, куда уехала вместе с мужем – военным. Елена уже достигла успехов в профессии, заняла первое место в районном конкурсе педагогов. Александр Борисович счастливый дед. Он обожает своих внучат. У Евгения двое детей – дочь Ксения и сын Илья, а у Елены – сын Никита. Кто знает, может быть, кто?то из внуков пойдет по стопам деда. Ведь они живут в атмосфере любви к истории, к родной земле.

Любовь к Отечеству

Когда Александр Борисович приехал в Толбухино, он очень заинтересовался историей села и окрестностей. Село старинное, ведет свою историю с времен Ивана Грозного. Александр Борисович считает, что оно еще лет на сто старше. Многолетние изыскания Александра Привалова вылились в очень хорошую книгу «История села Толбухино (Давыдково) с древнейших времен до начала XX века». Жители села очень высоко оценили этот труд. На обратном пути из Толбухина в Ярославль мне встретилась пожилая женщина, которая, узнав о том, что я приезжала к Александру Борисовичу Привалову, воскликнула: «Он такую замечательную книгу о селе написал, спасибо ему за это!»

Александр Борисович показал мне два музея, в которые он вложил очень много сил и знаний, создавал своими руками. В школе располагается музей боевой славы. Низкий поклон историку за его подвижнический труд. Это живая история, сохраненная для потомков. Комок подступает к горлу, когда смотришь на фотографии жителей села Толбухино и окрестных сел и деревень, не вернувшихся с войны. Как светлы, красивы лица мужчин, павших в великой битве за Родину. Буквально о каждом из этих людей Александр Борисович может многое рассказать. И с такой теплотой, с таким чувством! Память у учителя великолепная, но важна еще и память сердца, которая делает историю духовной и человечной.

Не менее потрясает и музей маршала Федора Толбухина. Своими экспонатами, среди них есть редчайшие, даже личные вещи маршала, к примеру, бурка, чемодан, где хранился парадный мундир, а вот австрийский аккордеон, подаренный самим маршалом ученикам Толбухинской школы.

Но более всего поражают любовь, с которой создан музей, почитание высокой личности маршала. А это и есть настоящая любовь к своему Отечеству. Когда Александр Борисович рассказывает о знаменитом военачальнике, глаза его загораются, он с таким вдохновением говорит о Федоре Ивановиче Толбухине, что слушатель просто не может оторваться от этого рассказа.

Историк активно защищает маршала в печати. Это приходится делать, поскольку появляются недостоверные сведения об этой личности, а случается, и откровенная ложь. Труды Александра Привалова в музее отмечены медалью Союза советских офицеров «За верность присяге».

Спешу запечатлеть закат прекрасный

Интересно, что увлечение Александра Борисовича Привалова историей привело его еще к одному захватывающему занятию – фотографии. При оформлении музеев очень часто приходилось делать копии со старых снимков. Сейчас Александр Борисович очень любит портретную съемку, пейзажную. Учитель показал мне свой любимый уголок природы, куда он приходит довольно часто. Это старинный парк, который, как предполагает историк, посадили помещики Азанчеевские. Старинные липы, вязы, дуб сейчас в прекрасном желто-оранжевом, багряном уборе. На одном дереве мой спутник показал мне причудливый нарост, напоминающий очертания человеческого лица.

Через парк мы прошли к озеру Тарасово, вдыхая чистейший благодатный воздух. Рядом с парком есть холм, с которого можно снимать закаты, они иногда бывают просто великолепны. Как только увидит Александр Борисович, что небосвод словно чьей?то вдохновенной рукой вдруг покрывается необыкновенными красками, спешит запечатлеть этот подарок природы.

И вспоминаются прекрасные строки Ивана Бунина, любимого поэта Александра Привалова. Его стихотоворение «Вечер».

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. ДавноСлежу за ним…

Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Лариса ФАБРИЧНИКОВА

Ярославский агрокурьер

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе