Освальд Шпенглер: о Толстом, Достоевском, былинах и большевизме.

133 года Освальду Шпенглеру

Прошло 133 года со дня рождения Освальда Шпенглера. Предметом своей главной книги («Закат Европы») ученый сделал мировые культуры и даже создал свою «морфологию всемирной истории». По мнению Шпенглера, «культуры возникают с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле». 

Препарируя и анализируя культуры в их историческом развитии, Шпенглер не забывает и о России, выставляет на авансцену русской культуры Толстого и Достоевского, исследует революцию и даже русский фольклор. Шпенглер пишет весьма эмоционально, суждения его бывают довольно спорными, но Шпенглер парадоксален, глубок и актуален.

Толстой vs Достоевский

«Достоевский был крестьянин, а Толстой — человек из общества мировой столицы. Один никогда не мог освободиться от земли, а другой, несмотря на все свои отчаянные попытки, так этой земли и не нашел. Толстой — это Русь прошлая, а Достоевский — будущая».

«Достоевский — это святой, а Толстой всего лишь революционер. Из него одного, подлинного наследника Петра, и происходит большевизм, эта не противоположность, но последнее следствие петровского духа, крайнее принижение метафизического социальным и именно потому всего лишь новая форма псевдоморфоза

«Христианство Толстого было недоразумением. Он говорил о Христе, но в виду имел Маркса. Христианство Достоевского принадлежит будущему тысячелетию».

Шпенглер про «горизонтальность» русского восприятия

«Отсутствие какой-либо вертикальной тенденции в русском жизнечувствовании проявляется и в былинном образе Ильи Муромца. Русский начисто лишен отношения к Богу — Отцу. Его этос выражен не в сыновней, а исключительно братской любви, всесторонне излучающейся в человеческой плоскости. Даже Христос ощущается как брат. Фаустовское, совершенно вертикальное стремление к личному совершенствованию представляется подлинному русскому тщеславным и непонятным. Вертикальная тенденция отсутствует в русских представлениях о государстве и собственности»

Шпенглер о большевизме

«Большевистское правительство не имеет ничего общего с государством в нашем смысле, каковым была петровская Россия. Подобно кипчаку, царству Золотой Орды в монгольскую пору, оно состоит из господствующей орды — именуемой коммунистической партией — с главарями и могущественным ханом, а также с несметной покорной и беззащитной массой. От настоящего марксизма тут мало что сохранилось, разве что одни наименования и программы. В действительности налицо чисто татарский абсолютизм, который стравливает весь мир и грабит его, не зная никаких границ, кроме, пожалуй, предусмотрительности, — хитрый, жестокий, пользующийся убийством как повседневным средством власти, ежемгновенно грозящий возможностью нового Чингисхана, который свернет в один рулон Европу и Азию».

«Ибо большевики не есть народ, ни даже его часть. Они низший слой «общества», чуждый, западный, как и оно, однако им не признанный и потому полный неизменной ненависти».

Шпенглер сводил окончательное решение судьбы западного мира к неравной и страшной борьбе торгашеского и героического. Поднятые философом вопросы безответны по сей день, данные же Шпенглером ответы достойны тщательного прочтения. Не только в День рождения философа.

Алексей Рудевич

Кириллица

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе