Нам кризис петь и снимать помогает

2009. Культура

Кино

Съезд СК

30-31 марта в Москве, в Гостином Дворе, прошел внеочередной, чрезвычайный съезд кинематографистов России. Так был исчерпан, хотя и не завершен конфликт внутри СК РФ. Большинством голосов - а в Гостином Дворе собрались 2500 делегатов - на должность председателя Союза кинематографистов переизбран Никита Михалков. Это и другие решения съезда легитимны - так, по крайней мере, утверждают суды различных инстанций, куда регулярно обращаются сторонники другого претендента на руководство СК - Марлена Хуциева.

"Петя по дороге в Царствие небесное"

Июнь: главная награда 31-го Московского международного кинофестиваля вручена Николаю Досталю за фильм "Петя по дороге в Царствие небесное". В борьбе с серьезными конкурентами - в частности, с "Чудом" Александра Прошкина и "Палатой N 6" Карена Шахназарова - "Золотого Георгия" удостоилась картина самая добрая и светлая. Хотя действие происходит в 1953 году, под Кандалакшей, среди строящихся лагерей...

"Царь"

ММКФ-2009 открылся внеконкурсным показом фильма Павла Лунгина "Царь". Международная премьера состоялась до того - в программе "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля. В отечественном прокате фильм появился ко Дню народного единства и сразу вызвал бурные дискуссии. Пример - состоявшийся в Медиа-центре нашей газеты арт-клуб ("С "Царем" в голове" - номер от 13.11.09).

"Каникулы строгого режима"

Простая, бесхитростная картина Игоря Зайцева с Сергеем Безруковым и Дмитрием Дюжевым в главных ролях вдруг вернула нас во времена старых добрых отечественных кинокомедий. "Настоящее семейное кино", "Один из немногих фильмов, где обошлись без пошлостей и где есть история", - так отзывались о "Каникулах..." участники нашего арт-клуба, посвященного проблемам кинокомедии (22.12.09).

Реформа российской кинематографии

3 ноября во ВГИКе прошло заседание Совета по развитию отечественной кинематографии под председательством Владимира Путина. Впервые на столь высоком уровне прозвучало заявление о том, что наш кинематограф нуждается в реформировании. Государство предполагает изменить схему финансирования: ежегодно отдавать 3 млрд рублей в специально созданный фонд, который будет финансировать наиболее эффективно работающие студии. 1,9 млрд остаются в распоряжении Минкульта - для поддержки неигрового, молодежного, артхаусного кино. Какие студии войдут в список мейджоров, пока не ясно. Важный аспект реформы, который уже начинает осуществляться, - введение единого электронного билета. 23 декабря Госдума одобрила соответствующий закон.

Цифровые кинозалы

К выходу "Аватара" Джеймса Кэмерона наши прокатчики готовились основательно. С марта по декабрь 2009 года в России появилось 323 кинозала, оборудованных 3D-проекцией. Правда, наши продюсеры и режиссеры пока игнорируют технологические возможности 3D. Исключением является анимационный фильм Егора Кончаловского "Наша Маша и Волшебный орех".

Сборы падают

Печальная новость: наши фильмы начали отступать в отечественном прокате. С 2003 года мы отвоевывали позиции у Голливуда: сначала "Бумер" раздвинул ряды американских лидеров нашей кассы, затем вперед поочередно вырывались "Ночной дозор", "9 рота", "Дневной дозор". Два года назад был поставлен абсолютный рекорд: "Ирония судьбы. Продолжение" собрала более 50 млн долларов. В 2009-м ситуация резко переломилась в худшую сторону. Из всех российских картин только первому фильму дилогии "Обитаемый остров" удалось подняться над отметкой 20 млн долларов. Между тем "Аватар" только за первый уик-энд собрал в России ту же сумму... 

Литература

"Околоноля"

Дебютный роман никому не известного автора Натана Дубовицкого взорвал медиапространство. Сразу появились предположения, что в действительности яркую а-ля пелевинскую книгу написал первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков. Сам Сурков оставил вопросы без комментариев. В ближайшем будущем Кирилл Серебренников намеревается поставить по "Околоноля" спектакль в "Табакерке", а следом, по слухам, и снять фильм.

"Лаура и ее оригинал" (The Original of Laura)

С одной стороны, "Лаура и ее оригинал" (такое название книга получила в русском переводе Геннадия Барабтарло) - безусловный хит уходящего года. С другой, на сына Набокова - Дмитрия, наконец-то решившегося на публикацию неоконченного романа, посыпались обвинения. Якобы он ради собственных корыстных целей предал память отца, завещавшего уничтожить рукопись. Кстати, извлечь максимальную выгоду из публикации романа все-таки не удалось. Выставленная за $400 000 на аукционе Christie's в Нью-Йорке рукопись "Лауры" не вызвала интереса покупателей.

"t"

По итогам голосования на портале Openspace, Виктор Пелевин назван самым влиятельным интеллектуалом России. Однако, судя по отзывам на его новый роман в Сети, "t" не поняли. В настоящий момент залежавшихся в столе рукописей у Пелевина нет, а значит, в ближайшие год-полтора-два ждать его новой книги не приходится.

Орхан Памук в Москве

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2006 года презентовал новый роман "Музей невинности", который назвал турецким "Евгением Онегиным". Памук пробыл в Москве всего два дня. Послушать лекцию нобелевского лауреата на факультете журналистики МГУ пришли не больше пятидесяти человек... 

Театр

Туминас в Вахтанговском

Массивный и неповоротливый корабль под названием Театр им. Вахтангова, долгие годы стоявший на рейде и, как казалось, уже не вполне пригодный к плаванию, в этом году вдруг отдал швартовы. Новый худрук литовец Римас Туминас словно окропил живой водой увядшую было склонность вахтанговцев к острому и вдохновенному лицедейству, и в "Дяде Ване" (втором спектакле, выпущенном им в качестве худрука академической цитадели) оно вновь предстало перед нами во всей своей сценической красе. После премьеры "Дяди Вани" можно смело утверждать, что беспрецедентное назначение иностранца Туминаса худруком академического российского театра было едва ли не самым мудрым и смелым шагом нашего Минкульта за последние годы.

МДТ в Париже

Успех гастролей театра Льва Додина, которые проходили в Центре Бобиньи в течение месяца, превзошел самые смелые ожидания устроителей. Малый драматический явно воспринимается в Европе как чудом сохранившийся образец великой театральной эпохи, когда театр был кафедрой, не переставая при этом оставаться искусством. Все семь спектаклей - от старого шедевра "Братья и сестры" до недавней "Жизни и судьбы" - встречались стоячими овациями. По единодушному мнению французской критики, последний раз триумф, подобный нынешнему триумфу МДТ, русский театр переживал в начале прошлого века, во время первого зарубежного турне МХТ.

Скандал в РАТИ

Едва ли не самый громкий - и при этом до сих пор остающийся загадочным - скандал года разразился в академических стенах главного театрального вуза страны. С поста ректора РАТИ (ГИТИСа) была уволена Марина Хмельницкая, а на ее место неожиданно назначен основатель Камерного еврейского музыкального театра Юрий Шерлинг. Эта кандидатура вызвала такую волну протеста среди студентов, педагогов и всей театральной общественности, что Шерлинг тут же отказался от нового поста. Министр культуры Авдеев от этого кадрового решения также отрекся, переложив ответственность на своих подчиненных. В результате и.о. ректора стала проректор по науке Карина Мелик-Пашаева. Она же и победила на ректорских выборах 25 декабря. Вторым претендентом был продюсер Давид Смелянский.

Кроме того, новые руководители появились в двух консерваториях - столичной и санкт-петербургской. Северную теперь возглавляет Сергей Стадлер, а московскую - уже по второму кругу - Александр Соколов. 

Классика

100-летие дягилевских сезонов

В честь славной даты по всему миру были даны десятки спектаклей, гала-концертов и открыто несколько эпохальных выставок. Среди российских мероприятий стоит отметить петербургский фестиваль "Дягилев. Постскриптум", украшенный гастролями Гамбургского балета Джона Ноймайера - давнего почитателя русского антрепренера. А также реставраторский проект Андриса Лиепы "Русские сезоны XXI век", представленный в городах России.

Авангардист во главе Большого

До 31 декабря 2011 года музыкальным руководителем Большого театра будет автор скандальных "Детей Розенталя" композитор Леонид Десятников. "Вокруг Большого театра всегда было очень много всякой ненужной риторики: главный национальный российский театр, который должен, обязан и так далее. Я считаю, для Большого театра важно быть нормальным театром", - излагает программу Десятников. Тем временем по результатам проверки Счетной палатой схем финансирования реставрации и реконструкции исторического здания БТ возбуждено уголовное дело. Патовая ситуация вокруг основной сцены Большого, как и второй сцены Мариинки, уже несколько лет регулярно фигурирует в антиитогах года... 

Изобразительное искусство

3-я биеннале

Куратором 3-й Московской международной биеннале современного искусства выступил француз Жан-Юбер Мартен. Благодаря его усилиям основная экспозиция, носившая название "Против исключения" и устроенная в "Гараже", получилась на удивление удачной. В отличие от двух предыдущих форумов в Москве, этот проект был скроен по надежным интернациональным лекалам и не производил впечатления провинциальных потуг на международность. И дело даже не в "приглашенных звездах" вроде Спенсера Туника, Вима Дельвуа, Тони Крэгга, Марины Абрамович, Эрвина Вурма. Сработали сразу несколько факторов: и разумная планировка пространства, и хороший средний класс произведений, и ставка куратора на экзотическое искусство из стран Африки и Океании. Последнее обстоятельство послужило поводом для бурных дискуссий (не является ли такой подход разновидностью "культурного колониализма"?), что лишь добавило зрелищу занимательности. 

Шоу-бизнес

Юбилей Пугачевой

Примадонна отечественной эстрады, еще несколько лет назад заявившая "Известиям", что "не намерена до 60 лет париться в шоу-бизнесе", именно к этой дате приурочила свой юбилейно-прощальный тур. Самое громкое "ариведерчи" АБП произнесла в минувшем апреле в родном городе. Сначала были три аншлаговых шоу в Кремле, потом сбор всей "свиты" и VIP-гостей во дворце спорта "Лужники". При этом мало кто верил, что Пугачева действительно оставит эстрадные подмостки навсегда. Прощальное турне по России и ближнему зарубежью не помешало Алле Борисовне активно отвоевывать внука - Дэни Байсарова - и даже привлечь к борьбе население страны.

"Евровидение" в Москве

Россия ошеломила Старый Свет "аттракционом неслыханной щедрости". Суммарные затраты на проведение мероприятия оказались рекордными в истории конкурса. "Евровидение-2009" запомнилось безоговорочным триумфом русскоговорящего норвежского белоруса-скрипача Александра Рыбака, чьи "Сказки" звучат сейчас на многих новогодних корпоративах, снятием "с пробега" в последний момент коллектива из Грузии и неожиданным участием в борьбе за победу на "Евро" таких селебритис, как маэстро Эндрю Ллойд Уэббер (в качестве композитора и аккомпаниатора), Патрисия Каас (в качестве конкурсантки) и стрип-дива Дита фон Тиз (в качестве самодвижущейся декорации).

"Нашествие-2009"

Глобальный рок-слет в чистом поле близ хорошо известного нашему истеблишменту селения Большое Завидово Тверской губернии в уходящем году оказался единственным оупен-эйром, который консолидировал все рок-н-ролльные силы отечества. За три дня на фестивале побывало свыше 100 тысяч зрителей, для которых на двух сценах сыграло более 60 групп. Апофеозом стало воздушное представление, устроенное в разгар мероприятия элитными пилотажными группами "Стрижи" и "Русские витязи".

"Дежавю"

Всемирно известный оперный певец Дмитрий Хворостовский представил эстрадный проект "Дежавю", созданный специально для него композитором Игорем Крутым. Это 24 композиции на русском, итальянском и французском языках, связанные в единое целое. "Я понимаю, многим это может не понравиться... Но у меня есть свои меркантильные интересы. И профессиональные тоже. Мне интересно раздвигать рамки жанров, выходить на другой творческий уровень. "Дежавю" для меня - возможность заполучить новую публику, которая далека от оперы", - сказал Дмитрий Хворостовский в интервью "Известиям" (18.11.09). 

Телевидение

Черно-белое кино раскрасили

К минувшим майским праздникам "Первый" подготовил цветной "В бой идут одни "старики". "Россия" отреагировала раскрашенным Штирлицем. На таком фоне "Первый" выглядел бледно, но заготовил серьезный ответ: в новогодние праздники зрителей ждет "Золушка" 1947 года - фильм Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро с Яниной Жеймо, Фаиной Раневской, Василием Меркурьевым и Эрастом Гариным в главных ролях.

"Исаев"

Этот фильм режиссер Сергей Урсуляк снимал столь же долго и тщательно, как и "Ликвидацию". Однако встречен публикой он был куда более прохладно. Причина, видимо, в том, что "революционные" романы Юлиана Семенова воспринимаются сейчас совершенным анахронизмом. К тому же в рекламной кампании был сделан упор на то, что это фильм о молодом Штирлице. А Штирлиц у нас один, и любой другой, по определению, будет встречен как самозванец...

"Вольф Мессинг"

Биография великого провидца окутана легендами, из которых островками проступают достоверные факты. Эдуард Володарский сплел их в увлекательный сценарий-байопик, а режиссерам Валерию Ускову и Владимиру Краснопольскому удалось передать, что дар предвидения - очень тяжкая ноша. В немалой степени успеху фильма способствовала убедительная работа актера Евгения Князева. По слухам, "Первый канал" также снял сериал про Мессинга...

Шумаков на "Культуре" 

До своего назначения Шумаков, сменивший на посту главного редактора канала "Культура" Татьяну Паухову, был генеральным продюсером телеканала "Россия". С его подачи в эфире появились цикл Елизаветы Листовой "Советская империя", фильмы "Рожденные в СССР" и другие. Он продюсировал кино- и телефильмы "Идиот", "Ликвидация", "В круге первом", "Остров", "Мы из будущего", "Бумажный солдат", "Тарас Бульба". Именно Шумаков поставил документальный фильм Олега Дормана о переводчице Лилианне Лунгиной "Подстрочник" в вечерний праймовый эфир и не прогадал. Рейтинги зашкаливали.

Известия


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе