Музей в отдельно взятой школе

История школьных музеев Ярославля насчитывает полвека. А в последнее десятилетие ярославские школы испытывают настоящий музейный бум: открываются экспозиции, профессия экскурсовода становится все более популярной среди школьников. Лучших школьных экскурсоводов выбирают на городском конкурсе, а премудростям профессии их обучают опытные гиды из музея-заповедника.

Сейчас в ярославских школах действует 56 музеев. Но это только официальные данные. Несколько музеев проходят регистрацию в Министерстве образования и науки России. Есть те, которые еще и не приступали к этой процедуре. По словам методиста городского центра развития образования Ольги Ефимовой, зарегистрировать музей довольно трудоемкое дело: надо представить большое количество документов. И паспортизацию музеи проходят каждые пять лет, ведь звание «школьный музей» имеет федеральное значение.

– В советские годы тематика школьных музеев входила в образовательную программу, – говорит Ольга Ефимова. – Здесь проводились уроки краеведения, военнопатриотического воспитания, а в последнее время — интерактивные викторины, театрализованные представления. Поначалу музеи открывались в тех школах, которые были связаны с известной личностью или событиями. Сейчас школы стали создавать музеи краеведческие, исторические, военные и другие.

Первые музеи появились в школах в 60х годах прошлого века. Старейшему школьному музею Ярославля сегодня 48 лет. Он создан 29 ноября 1962 года в школе №36. Его экспонаты — ткацкий станок, на котором ткали коврики для военного госпиталя, письма с фронта, фотографии, переписка с ярославцамиветеранами — собраны несколькими поколениями школьников.

В 1976 году в школе №15 создается Музей боевой славы 288й Дновской стрелковой дивизии. Его уникальные материалы о боевых подвигах дивизии, сформированной в Дубках, основаны на многолетней поисковой деятельности учеников. Материал, буквально по крупицам собранный детьми, восстанавливает картину военных будней дивизии. Особенно интересна история 47го отдельного лыжного батальона, входящего в состав дивизии. Пожалуй, музей школы №15 — единственный, где собраны материалы об этом героическом батальоне. И если бы не эта работа, то постепенно его подвиг был бы забыт. А ведь батальон военных лыжников, куда набирали самых натренированных, сильных и смелых ребят, в 1942 году упорной обороной удерживал позиции наших войск на западном берегу реки Волхов Новгородской области. В течение многих часов сражался батальон с превосходящими силами противника. Однако силы были неравны, и батальон был разбит. Но военные лыжники выиграли время, чтобы наши войска смогли сгруппироваться и начать наступление. Из 296 солдат батальона в живых остались всего 20 человек.

В 1975 году в школе №81 был создан музей «Ярославцы — защитники Ленинграда». Инициатива создания музея принадлежала бывшему директору школы, который с 1943 года воевал на Ленинградском фронте. В музее собраны материалы о жизни города во время блокады и обо всех ярославцах, сражавшихся в годы войны за Ленинград.

Всего в ярославских школах более десяти музеев боевой славы. В шко­ле №58 музейная экспозиция рассказывает о ярославцах — защитниках Родины. А музей школы №55 посвящен ярославцам, служившим в годы войны на Краснознаменном Северном флоте, а также ярославцам, в мирное время проходившим службу на знаменитых подводных лодках «Курск», «Комсомолец», К19, К21.

В 90х годах возрос интерес к краеведению. В школах начали создавать экспозиции, рассказывающие об истории и быте родных мест, о судьбах известных людей. Например, в музее школы­интерната №10 — три экспозиции. Одна рассказывает об истории Норского, вторая — о норчанах в годы войны, третья — об истории самой школы. Историческая экспозиция музея полностью воссоздает быт жителей Норского в то время, когда главными занятиями норчан были рыболовство и кузнечное дело: с избой, где собраны предметы старинного семейного быта, со старыми фотографиями второй половины XIX – начала XX века. Герои другой экспозиции — знаменитые военные Норского: Балашев, Куропаткин, Додонов. Здесь хранятся их письма, предметы военного быта, награды. Интересна и история самой школы­интерната №10. Ведь она существует на базе детского дома, открытого в 1941 году для детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда. В 2000 году экспозиция музея была обновлена и дополнена материалами о жизни современного Норского. На базе музея проводятся уроки истории, встречи с интересными людьми, интерактивные викторины.

Необычная музейная экспозиция создана и в школе №17 – «Уголок России — Норский Посад», также рассказывающая об истории поселка Норское. Эти музейные экспозиции настолько полно отражают жизнь, быт, историю и судьбы героев родного поселка, что даже принимали участие в выставке, посвященной истории Норского, которая проходила в музее­заповеднике. Не менее интересна музейная экспозиция в школе №68, повествующая об истории Суздалки и Новоселок. Или музей истории и быта Твериц, что работает в школе №46. Эти экспозиции знакомят с историей старых районов Ярославля, там собраны уникальные документы — свидетель­ства времени.

В общем, по богатству материала школьные музеи вполне могут соревноваться с профессиональными. Конечно, их тематика ограничена, но это компенсируется глубиной материала. И если комуто требуется краеведческий материал на военную, историческую или географическую тему либо необходимо узнать о судьбе конкретного человека, то можно смело обращаться в школьные музеи — там эти сведения можно почерпнуть с лихвой. Например, как вы думаете, где можно узнать все о Валентине Терешковой? Не в библиотеке и не в архиве. И даже не в Интернете. Именно в музее школы №32, ученицей которой была первая женщина­-космонавт, наиболее полно отражен профессиональный и жизненный путь нашей знаменитой соотечественницы.

– Музейный бум охватил школы в 2000х годах, – рассказывает Ольга Ефимова. – Ученики и преподаватели стали интересоваться древней историей края, и в это время самые популярные музейные темы – история русских ремесел и быта, история ярославского крестьянства, купечества. Есть экспозиция, посвященная Александру Невскому. И, как ни странно, каждый район специализируется на своей тематике. Например, в Заволжском районе много исторических музеев, в Дзержинском и Ленинском – больше всего музеев боевой славы, а вот школьные музеи Кировского района рассказывают в основном об истории своих школ. Но так получилось случайно – никто не указывает школам, какие музеи им создавать. Музеи — это территория творчества преподавателей и учеников. Создаются школьные музеи всегда одинаково. Как правило, в каждой школе есть преподаватель, который горит идеей создать музей. Он­то и ведет за собой учеников, которые со временем становятся его единомышленниками. В школах есть советы музеев, куда входят ученики старших классов, которые ведут научную работу, принимают решения по музеям, придумывают новые экспозиции и формы. Есть и поисковые отряды, которые ходят в экспедиции и ищут материал для музеев. Ребята своими силами проводят экскурсии.

По словам специалистов центра развития образования, тенденция к дальнейшему открытию музеев в школах сохраняется. Свои музеи открывают вечерние и коррекционные школы, центры дополнительного образования. В моде сейчас музеи с оригинальной тематикой. Например, в школе №21 Фрунзенского района в рамках музейного проекта собраны национальные костюмы республик бывшего СССР, которые можно померить, а ребята, работающие в музее, готовят сами и учат готовить других национальные блюда. Есть и другие оригинальные идеи. В школе №66 Фрунзенского района создан музей интересных коллекций. Заволжская гимназия №3 заинтересовалась историей губернской системы образования. На заволжской станции детскоюношеского творчества «Абрис» работает музей природы и охоты, в школе №79 — музей лошадки, а в школе №84 открыт музей с интригующим названием «Мы и современный мир». Любопытно? Но не будем раскрывать все музейные секреты. Сходите и посмотрите сами.


Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе