Культурный проект для потерянного поколения

Фестиваль «Текстура» в Перми оказался под угрозой отмены

Фестиваль театра и кино о современности «Текстура» в Перми оказался под угрозой прекращения своей деятельности после перетрясок в культурной жизни города. Организаторы надеются перенести фестиваль с августа на октябрь.

Фотография: facebook.com/TextureFest

Фестиваль «Текстура», проводящийся в Перми с 2010 года, в 2013 году может быть отменен, заявили организаторы на пресс-конференции, прошедшей на этой неделе. Причиной тому могут быть задержки с выделением финансирования и с конкурсом на проведение фестиваля: устроители смотра до последнего времени не получали ни денег от властей, ни новостей о дальнейшей судьбе мероприятия.

«Для того чтобы сделать фестиваль, нужно сначала получить деньги, а не наоборот, как часто получается, — цитирует директора фестиваля Марию Кубланову издание «Новости Перми». — Наша позиция заключается в том, что наоборот, как это уже стало принято в Пермском крае, мы делать не будем. Мы с радостью готовы принимать участие во всех государственных процедурах, которые подразумевает законодательство».

Тем не менее до последнего времени ни даты проведения конкурса — а именно эту процедуру в случае с «Текстурой» подразумевает закон — ни условий дальнейшего сотрудничества организаторы не получали, в связи с чем вынуждены были поставить под вопрос подготовительную работу (вычитку пьес и приглашение премьерных кинокартин).

Фестиваль «Текстура» заявляет себя как фестиваль театра и кино о современности. В его структуре три конкурса: кинематографический, сценарно-драматургический и театральный. Председатель совета фестиваля — Ингеборга Дапкунайте.

«Мы стали получать позитивные сигналы от властей, — рассказала директор фестиваля Мария Кубланова. — Был назначен исполнитель по конкурсу (им стал Центр по реализации проектов в сфере культуры и молодежной политики Пермского края. — «Газета.Ru»), и мы обязательно примем в нем участие и надеемся победить».

Тем не менее, сообщила организатор, промедление с его объявлением вынудит перенести сроки проведения фестиваля в случае победы нынешней команды с августа — сентября на октябрь.

Но и здесь, по ее словам, о точных сроках говорить пока рано: «Если все произойдет в ближайшее время и быстро, то фестивалю ничего не угрожает.

Если начнутся проволочки, то мы просто физически не сможем и не захотим осуществить его в этом году».

По информации «Газеты.Ru», такая волокита привела к срыву последнего фестиваля «Большая перемена», а также к переносу сроков литературного фестиваля «Слово/Nova». Как и в случае с «Текстурой», их идеологом и основателем является Эдурад Бояков — основатель премии «Золотая маска», театра «Практика» и «Политеатра». Он, вместе с режиссером Борисом Мильграмом, галеристом Маратом Гельманом, экс-губернатором Олегом Чиркуновым и сенатором Гордеевым был одним из инициаторов пермского культурного проекта. В его рамках Бояков открыл в Перми новую театральную площадку «Сцена-молот». На «Текстуре» Бояков выполняет функции художественного руководителя.

«Фестиваль — это длительная работа целого штата профессиональных людей, — заявил Бояков на пресс-конференции. Он рассказал, что для сотен приходящих на конкурс «Текстуры» пьес необходимы отборщики, равно как для фильмов и спектаклей. Оплатить их работу до поступления денег от краевого минкульта фестиваль не может.

Бюджет фестиваля, по его словам, в этом году должен составить 15 миллионов рублей.

Бояков далек от того, чтобы ссориться с местной властью. «Мы (дирекция фестиваля. — «Газета.Ru») договорились, что на разумные компромиссы пойдем, но ниже планки не опустимся, — рассказал худрук «Текстуры». — У меня нет никакого желания добиваться такого развития ситуации, при которой у меня появится возможность заявить: мол, пермская власть душит культуру».

О ситуации в культурной политике края после прихода новой власти и отставки Марата Гельмана с поста директора музея современного искусства PERMM Бояков отзывается без оптимизма.

«Мы имеем дело с политической игрой, в которой культура является разменной монетой, а ее деятели — пешками. Мне совершенно нет дела, какие кланы, элиты и группировки борются за власть

«

(в регионе представлены такие крупные промышленные и перерабатывающие корпорации, как «Ренова», «ЛУКойл», «Уралкалий» и другие. — «Газета.Ru»), — замечает Бояков. — Ужас ситуации в том, что для всех непосредственных участников этих игр политика оказалась важнее культуры».

«Дело не в том, что выставка Слонова, посвященная Сочи-2014, оскорбила спортсменов, — говорит Бояков, — а дело в том, с каких позиций она критикуется и что предлагается взамен.

Мы все видим, что закрывается, но не видим, что же при этом открывается».

Главным завоеванием так называемого пермского культурного проекта Бояков называет «новый тип зрителя», который, по его словам, может быть найден только в Перми: такой аудитории, как в этом городе, по его словам, нету больше нигде. «Четыре года преобразований фактически сформировало новое поколение публики — той, что приходит на литературный фестиваль и не расходится после часа ночи, несмотря на отсутствие в городе метро». Но это поколение было подкошено на всходе, тут же оговаривается худрук «Текстуры».

«Поколение — это десять лет, и полностью ему вырасти не дали, — замечает Бояков. — И жаль, что нам не удалось дать взойти генерации, которая могла бы заставить власть считаться с ее нуждами, могла бы требовать, чтобы ее не лишали культурной жизни. Тогда власть бы не смогла устраивать подобную чехарду».

Иван Акимов

Газета.Ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе