Конфликт Гельмана и Пермского края усугубляется

Конфликт между администрацией Пермского края и галеристом Маратом Гельманом вышел на новый уровень. Полиция подключилась к проверке средств, выделенных на фестиваль, который организует Гельман, а губернатор края выступил в адрес галериста с новыми обвинениями. 

Сам Гельман утверждает, что к финансовым вопросам никакого отношения не имеет. Губернатор Пермского края Виктор Басаргин прокомментировал в четверг ситуацию вокруг увольнения Марата Гельмана с должности главы музея современного искусства PERMM.

Во вторник, напомним, Басаргин поручил краевой контрольно-счетной палате проверить организацию фестиваля «Белые ночи в Перми – 2013», директором по развитию которого также является Гельман. Позже стало известно, что власти расторгают договор с Гельманом как директором музея.

В своем блоге губернатор написал, что у него с Гельманом разошлись цели. «Инициативы М. А. Гельмана в последние недели сводятся к привлечению к себе определенного вида внимания. Это очередные попытки «капитализировать» свое имя, в чем он, надо сказать, стабильно преуспевает.

Получается, в нашей совместной работе разошлись уже не только стратегии, но и цели. И тот факт, что в этих личных интересах используются площадка и мероприятия, которые в основном организованы и работают на бюджетные деньги, дает краевым и городским властям право не просто высказывать свое «фи» к происходящему, но и прибегнуть к более решительным шагам», – пишет Басаргин.

«Уже первые результаты (проверок – прим. ВЗГЛЯД) показали, что возможности для злоупотреблений были. Реакция на предпринятые шаги показала, что откладывать кадровые изменения не стоит, иначе любые действия властей по упорядочиванию организации работ в рамках культурного проекта будут и дальше преподноситься как удушение свобод», – считает глава региона.

Ранее губернатор заявлял, что «взгляды на то, что считать искусством, у нас с Маратом Александровичем расходятся». Однако не это, по его словам, стало причиной для расторжения деловых отношений. «Государственные препоны в выражении своего видения в искусстве – это недопустимая крайность, но и бесконтрольное использование государственных ресурсов для продвижения своего взгляда, каким бы правильным он самому художнику ни казался, тоже не может быть верным. Органы власти по определению несут ответственность за то, как они расходуют народные деньги, а как раз в случае с пермским культурным проектом управляемость эффективностью расходования средств была очень сложной, поскольку входила в противоречие с понятиями «свободы искусства». При этом на диалог с краевым минкультом по спорным вопросам Марат Александрович шел крайне неохотно», – пишет Басаргин.

«Что касается капитализации, давайте подсчитаем капитализацию Перми с моей помощью, и тогда все станет понятно. Здесь очевидная ситуация, – возразил Басаргину в интервью газете ВЗГЛЯД Марат Гельман. – Что касается бюджета «Белых ночей» и его проверки, то я в «Белых ночах» был идеологом. Я определял направление, смотрел на качество. Председателем оргкомитета «Белых ночей» был председатель краевого правительства Геннадий Тушнолобов. Он занимался финансами и т. д. Они, конечно, пытаются как-то оправдаться, но, по-моему, по крайней мере для тех людей, кто знает ситуацию, это выглядит очень бледно. Я никогда деньгами не занимался. Это не моя стезя, я всегда занимался концепциями, идеологиями».

Галерист предположил, что ситуация вокруг фестиваля имеет политическую подоплеку. «Все началось с достаточно сильного «наезда» на Басаргина одной из политических группировок, которые частично в Москве, частично в Перми борются за власть. Им показалось, что фестиваль «Белые ночи» – очень удобный повод, там проходят острые выставки, которые «обижают» Олимпиаду в Сочи. Администрация не очень опытная, она этому давлению поддалась, начала закрывать выставки. И когда они начали закрывать выставки, я, естественно, встал на защиту искусства, и наша дружба на этом кончилась», – рассказал Гельман.

«Работать в условиях, когда администрация считает, что она имеет право цензурировать выставки, невозможно», – отметил он. О решении расторгнуть срочный трудовой договор с Маратом Гельманом объявил ранее и. о. министра культуры края Игорь Гладнев.

Это вызвало резкую реакцию его предшественника – бывшего краевого министра культуры Николая Новичкова, занимающего сейчас должность замглавы Ростуризма.

«Если и. о. министра культуры Пермского края позволяет себе решать, кто будет директором музея PERMM, а кто – нет, то это либо мания величия, либо невменяемость. И то, и другое грустно, – написал он в своем блоге. – Наверное, он сам себе уже все объяснил и считает, что принял правильное решение. Но вопрос ведь не в этом, а в том, что, даже имея формальные полномочия расторгать трудовые отношения с директором музея (с наличием этих полномочий я, кстати, тоже не согласен), НИКТО не давал права исполняющему обязанности министра решать, что нужно Пермскому краю, а что нет; какие выставки, фестивали, культурные институции – «правильные», а с какими можно «расторгнуть трудовой договор».

«Мильграм, Протасевич, ваш покорный слуга, может быть, были не идеальными министрами культуры Пермского края, но каждый из нас никогда не забывал, что мы лишь слуги культуры, а не ее начальники. Жаль, что наш нынешний преемник не всегда это помнит и понимает», – заявил Новичков.

«Даже в советское время люди стеснялись, что они что-то закрывают, – отметил сам Марат Гельман. – Поэтому тогда выставки закрывали не чиновники от минкульта, а кураторы от КГБ. Этот министр браво отчитался, что он закрыл три выставки. Но решение принимает не он».

Между тем к проверке расходования средств, выделенных на фестиваль, подключилась полиция.

«Главным управлением МВД России по Пермскому краю совместно с прокуратурой и контрольно-счетной палатой проводится проверка законности расходования бюджетных денежных средств, выделенных на организацию и проведение в г. Перми фестиваля «Белые ночи». Мероприятия направлены на проверку целевого и эффективного расходования бюджетных средств, изучение и анализ документов, связанных с организацией и проведением фестиваля. По результатам будет дана правовая оценка деятельности организаторов фестиваля», – говорится в сообщении ГУ МВД по Пермскому краю.

Напомним, ранее газета «Известия» сообщала, что на мероприятие организаторы, среди которых городские и краевые власти, потратили 250 млн рублей. Издание отмечало, что это «очень большая сумма для подобного рода фестивалей», она вызвала в правительстве региона «недоумение». По сообщениям СМИ и запросу местных депутатов краевая прокуратура начала проверку «по вопросам законности и обоснованности денежных выплат организаторам фестиваля «Белые ночи в Перми».

Фестиваль, который проходит в регионе с 2011 года, длится месяц. В этом году он стартовал 1 июня. За несколько недель на фестивальных площадках можно наблюдать сотни событий: концерты, театральные постановки, выставки, уличные перформансы, акции всех жанров и направлений, объединяющие творческие коллективы региона, России и зарубежья.

"Взгляд"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе