Книжная инъекция

Репортаж о том, как один автомобиль с тысячей книг и доступом в Интернет, отправленный в далекие села, способен стать двигателем национальной культуры.

Пока опьяненные Интернетом граждане предвкушают скорую смерть бумажных книг, в российских регионах десятки библиотекарей каждый день отправляются за сотни километров в далекие села, чтобы их жители смогли читать качественную литературу. Нашпигованный хорошими книгами и современной техникой «библио­мобиль» (на языке ФЦП «Культура России» — комплекс информационно-библиотечного обслуживания, КИБО) возвышается в самом центре села. В центре — это значит, рядом со школой, откуда на переменах между уроками в библио­мобиль побегут дети, а в остальное время — обычные жители села. Которые, как оказалось, хотят читать хорошую литературу.

Кубанские мотивы

— В школе ничего не читал, так хоть сейчас ума наберусь, — отвечает мужчина средних лет, который работает в «местном колхозе», на вопрос, зачем он пришел в библиомобиль. Он сдает библиотекарю взятый в прошлый раз томик Вальтера Скотта и берет почитать «Колымские рассказы» Варлама Шаламова и «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. Таков вкус тракториста из колхоза «Путь к коммунизму» (аутентичное название сохранено по сей день, хотя и предпринимались попытки переименовать предприятие в непрезентабельное «Кооператив «Колосс») в деревне Амба Колыванского района Новосибирской области. До областного центра — сотня километров по заснеженной дороге.

Но нужно признаться честно: наша история не началась бы с этого не пожелавшего назвать себя тракториста, если бы тот был обычным сельским читателем. Обычные — это школьники, для которых библиомобиль, помимо прочего, — хороший повод немного опоздать на уроки. Благо, что учителя это понимают — библиомобиль приезжает в деревню раз в месяц, и каждый его визит — сродни небольшой встряске в размеренной сельской жизни.

Свой первый вояж по Новосибирской области библиомобиль совершил в середине сентября прошлого года — нести культуру в провинцию постановила ФЦП «Культура России». Эксперимент с библиомобилями начался в 2009 году — тогда новенькие корейские грузовики (переделанные в библиомобили московской компанией «Библиокарсервис» по заказу фонда «Пушкинская библиотека») с хорошей литературой, доступом в сеть Интернет, мультимедиа-центром, компьютерами и ксероксами отправились по деревням и весям нескольких регионов европейской части страны и — за Уралом — Иркутской области. Туда, где за минувшие два десятилетия от культуры остались только несколько работников местного клуба и, в лучшем случае, должность в штатном расписании сельсовета.

Доброе начинание, впрочем, по давней традиции скептики разложили по бревнышкам и выяснили, что такие «библиомобили» в Советском Союзе уже работали. А следовательно, и не инновация это вовсе, а так — восстановление былого.

Такие автобусы действительно работали в селах, начиная с 1960-х годов. Еще в 1959 году ЦК КПСС выпустило постановление «О библиотечном деле», где была поставлена цель «донести библиотечную книгу до каждого населенного пункта». Чиновники нашли способ выполнить постановление — в Краснодаре был создан «Завод нестандартного оборудования», который в 1962 году выпустил первый автобус специально для библиотечных нужд — «Кубань-62».

В течение первых пяти лет работы было выпущено уже около полутора тысяч таких машин, прозванных по имени одного из инициаторов проекта, министра культуры Екатерины Фурцевой «фурцвагенами» или «фурцевскими холодильниками». Красотой и комфортом эти машины не блистали, и даже сотня километров езды на них приравнивалась к небольшому подвигу, но задача была выполнена. А в конце 1980-х проект был свернут — населению стало не до книг.

Книжное МЧС

Начиная с 2000-х годов в регионах страны снова то тут, то там начали появляться примеры «выездной работы» с населением. По всей видимости, первый автобус, набитый книгами, был пущен в 2003 году в Волгограде — но это был именно обычный рейсовый НефАЗ с книжными полками. А уже в 2009 году начала действовать подпрограмма в ФЦП «Культура России» — и современные библиомобили появились в шести российских регионах.

По сути, идея была полностью скопирована из постановления ЦК КПСС 1959 года — донести библиотечную книгу до каждого гражданина. Первые библиомобили отправились в поселения, где библиотеки или вообще никогда не было, или не стало в постперестроечном тумане.

Если вдуматься, то получается, что библиомобиль — это попытка экстренно восстановить систему культуры за пределами мегаполисов, а работники библиотек — это такие работники «книжного МЧС». Только вместо понтонных мостов и временных ЛЭП — передвижные библиотеки.

«Экстренное восстановление», надо сказать, стали предпринимать в разных регионах по-разному. Так, в Кемерове два раза в неделю к жителям новых микрорайонов (в которых не то что библиотеку — школу не построят) выезжает набитая книгами «ГАЗель». В Пензенской области на сельских автобусных маршрутах вместо кондуктора иногда работает библиотекарь — и те, кто согласится почитать книгу, едут бесплатно. В Омской области библиотеки организовали в поездах, курсирующих по региону.

На это можно смотреть по-разному, но важно заметить, что «хождение в народ» — тенденция для всех сколько-либо культурных стран. Например, по США курсирует 771 библиомобиль (в России сегодня — не более 30), и раздавать свои книги через автолавки не гнушается даже библиотека Конгресса США.


Если вдуматься, то получается, что библиомобиль — это попытка экстренно восстановить систему культуры за пределами мегаполисов, а работники библиотек — это такие работники «книжногоМЧС»

Фото: Виталий Волобуев

«Позвонили и попросили»

На фоне заснеженной деревни библиомобиль кажется приземлившимся здесь космическим кораблем. Площадь перед школой в Амбе к концу зимы превращается в перекресток двух дорог. На одном конце — покосившийся памятник героям Великой Отечественной, покрашенный серебрянкой, на другом — невозмутимый дедушка, на санках вывозящий из своей усадьбы снег. Посередине — одноэтажная школа с удобствами за углом, а прямо за школьной оградой — ярко-синий библиомобиль с выносным генератором и спутниковой тарелкой на крыше. Он здесь — чужеродное явление, инъекция, которую впрыскивают сопротивляющемуся организму для его же блага.

Этот автомобиль торжественно передали директору Новосибирской областной научной библиотеки (НГОНБ) Светлане Тарасовой в мае прошлого года. Проект был сдан «под ключ» — федеральный бюджет обеспечил покупку и самого автомобиля, и его начинки, которая прибыла позже в железнодорожном вагоне. Тысяча книг, два десятка дисков, компьютеры, проектор, музыкальный центр — все это вмещается на площади всего шесть квадратных метров. Цена такого автомобиля — семь миллионов рублей.

После торжеств в Новосибирске собрались директора районных библиотек, которым показали возможности книжного фургона. Из трех десятков умудренных опытом библиотекарей «свет в народ» согласились нести лишь трое — именно столько районов Новосибирской области (Сузунский, Колыванский и Новосибирский) согласилось участвовать в проекте «Библиомобиль».

Свой первый выезд библиомобиль совершил 18 сентября 2012 года в поселок Степной Колыванского района — двести километров от Новосибирска. В фургоне — один или два библиотекаря и водитель, он же — техник по связи, наладчик оборудования, ИТ-специалист и слесарь. Обычная командировка длится день: с раннего утра до позднего вечера. Но есть и исключения: командировки в Сузунский район (200–250 километров от города) растягиваются на несколько дней.

— Нельзя сказать, чтобы мы как-то широкомасштабно готовились к приезду библиомобиля, — говорит методист Колыванской центральной библиотеки Анна Науменкова. — Мы сделали буклет о возможностях КИБО, распространяли его, делали объявления. Работали с населением — обзванивали и ездили, сообщали.

Анна Федоровна скромно сидит в углу библиомобиля, наблюдая за успехом своего библиотечного дела. Сама она уже взяла пять положенных книг — для того чтобы потом раздать читателям в Колывани, где центральная библиотека не может себе позволить такой ассортимент.

Будни комбайнера

В это время к методисту НГОНБ Ирине Медведевой, которая в областной библио­теке отвечает за работу КИБО, выстраивается очередь из школьников. Один мальчик берет книгу «Притчи от Норбекова для взрослых и детей», другой — «Как бросить курить прямо сейчас?». Кто-то приходит, чтобы сдать прочитанные родителями книги по пчеловодству или подготовке к экзаменам в ГИБДД. Светловолосый парень берет несколько томов классиков — Пушкина и Достоевского.

— Хорошо берется то, что интересует людей в бытовой жизни, — объясняет Ирина Медведева в перерыве — то есть, пока у школьников идет урок. — Работники клубов заказывают сценарии к своим праздникам. Учитель труда — сначала по резьбе, потом что-то с росписью было. Но история, искусство, литературные новинки тоже стали брать. А вот Интернетом редко интересуются, в основном мы сами ищем информацию для читателей. Несколько человек только приходили, просили отправить что-то по электронной почте.

В это время в библиомобиль поднимается дедушка с заснеженной бородой — бывший комбайнер колхоза «Путь к коммунизму» Александр Федорович. Он подсаживается к местному библиотекарю, и скоро разговор переходит в привычное русло — о плохой современной молодежи. «Я с 16 лет работал комбайнером, а до этого учились, по хозяйству работали. Как только выходной в школе — лыжи в охапку, и за деревню — кататься. А нынешние что — только с компьютером и умеют заниматься», — шепчет бывший комбайнер. Светловолосый юноша с томиками Пушкина и Достоевского, улыбаясь, проходит мимо.


Экипаж библиомобиля — водитель и библиотекарь

Фото: Виталий Волобуев

Двести новых читателей

Во второй половине дня школьная столовая приглашает библиотекарей на обед. В школе еще идут уроки: в одной половине урок труда (совместный для мальчиков и девочек), в другой — урок истории. Говорят о переселении крестьян в Сибирь во времена Столыпина. Детей в школе — 52 человека. Для этого не нужно запрашивать статистику — достаточно посчитать пофамильно подписанные шкафчики для сменной обуви в холле. Напротив — доска почета. Подтверждаем свою догадку: почти все школьники, посетившие в этот день библиомобиль, там присутствуют.

— Наш контингент — это, конечно, в основном школьники и пенсионеры, — говорит за чаем Анна Науменкова из колыванской библиотеки. — Конечно, сейчас все больше людей идут работать в Интернет. Даже детки — и те много вопросов уже задают через Интернет. Но на библиотеках в селах вообще держится культура — вот, например, у нас почти в каждой деревне поэтический клуб, а центральная библиотека даже сборники выпускает.

— Есть ли у вас цель, по которой оценивают эффективность библиомобиля? — вопрос к Ирине Медведевой. — Например, записать в библиотеку каждого второго жителя села или что-то в этом роде?

— Нет, таких целей, конечно, нет, — смеется главная по КИБО в регионе.

Но работу библиомобиля все равно оценивают. Так, по итогам 2012 года (который, напомним, начался для книжного фургона 18 сентября) населению было выдано более двухсот читательских билетов НГОНБ и около полутора тысяч книг. «Благодаря библиопутешествиям, сотрудники КИБО убедились в том, что спрос на чтение у наших граждан не угас, их интересуют литературные новинки, книги о родном крае и другие актуальные темы», — говорится в официальном отчете.

Свой вклад в позитивную динамику КИБО внесли и мы взятой в библиомобиле книгой «Специалист в Сибири» Рудольфа Волтерса — переводом воспоминаний немецкого инженера из Новосибирска 1930-х годов. Попробуйте найти такую же в ближайшем книжном магазине, и вы поймете, почему библиомобиль — это целое явление для региональной культуры.

Культурная монополия

В почти новом большом блокноте, который мы с Медведевой перелистываем ближе к вечеру, — сухие сводки посещений. Колыванский район, деревня Мальчиха — 13 человек, деревня Малая Черемшанка — 27, максимум — 40 человек. Для деревень, в которых живут по 500 человек, это значит, что в библиотеку пришел каждый десятый один раз в месяц. Для сравнения — в «головную» НГОНБ в среднем каждый десятый новосибирец пришел раз в год (за 2012 год областная библиотека обслужила 140 тысяч человек).

Разница — в десять раз. Но она объяснима — слишком мало «культурных» конкурентов у библиомобиля в селе Амба Колыванского района, да и в других поселениях региона. И сам он — как воплощение нацио­нальной культуры в отдельно взятом селе. Поэтому с ним связывают большие надежды не только библиотекари.

— Летом мы на базе библиомобиля будем проводить различные мероприятия, — делится Анна Науменкова. — Если нужны будут какие-то консультации с местными специалистами, можем их возить или организовывать телемост. Чтобы читатели здесь вопросы задавали, а они там отвечали. В общем, планируем быть связующим звеном.

Принцип инъекций в действии — организм начинает работать так, как нужно врачу. На библиомобиль будут «навешивать» и другие социальные функции — просто потому, что даже из районных центров свои села вспоминают нечасто. А спрос, напротив, налицо.

Директор НГОНБ Светлана Тарасова уже пообещала, что впоследствии будут приобретены еще пять библиомобилей уже за счет областного бюджета, причем один из них будет ездить по отдаленным районам самого Новосибирска. Кто знает — может, и среди жителей спальных районов найдутся нетипичные трактористы (менеджеры, мерчендайзеры, строители), которые возьмут томик Вальтера Скотта, а через месяц — Солженицына.

Из деревни Амба мы выезжаем засветло, а библиомобиль остается еще на несколько часов, чтобы обслужить оставшихся читателей и свернуть оборудование. Навстречу по дороге идет с лыжами светловолосый парень, оставивший дома Пушкина и Достоевского. В конце концов, чтобы быть культурным человеком, ему вовсе не обязательно быть комбайнером.

Сергей Чернышов

Эксперт

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе