ОТЧИЙ ДОМ
Любая дорога – в успех, в талант, да просто в жизнь – начинается с отчего
дома. И хорошо, если он есть на земле. Родительскому дому Прокофьевых без малого
два столетия. Стоит он как раз посередине Заречной набережной и всеми своими
фасадными окнами смотрит на протекающую невдалеке реку Солоницу, которая качала
на своих волнах и прадедов будущего художника, и дедов, и отца.
Все они, кстати, слыли заядлыми рыбаками. Не избежал этой страсти и наш
герой, чьё детство, собственно, и прошло на зелёных берегах этой извилистой,
наполовину заросшей лимонными кувшинками, белоснежными лилиями и трепещущей на
ветру серебристой ряской речки. Наверное, именно поэтому на первых работах
Андрея, не детских, уже взрослых, выполненных профессионально, изображена рыба,
рыбаки, достающие сеть…
Хоть и родился Андрей в Костроме, но на каникулы на всё лето приезжал к
бабушке… Помнит, как собиралось под сводами родового гнезда по двенадцать
человек родственников сразу. Шум, гам, детский смех слышали его стены,
почерневшие от времени, но места здесь всегда хватало всем. Гостеприимный дом.
Дышится в нём легко. Деревянный, с двумя старинными русскими печками. Кряжистый,
несмотря на возраст, ещё крепкий, словно белобородый старик из бабушкиных
сказок… Третий год как перебрался художник, бывший горожанин, в отчие пенаты с
печным отоплением.
– Вот вы говорите, что мечтаете когда-нибудь переехать сюда? А я не стал
ждать старости. Хотел жить в этом доме и живу! Привыкать к деревенской
жизни не пришлось. У бабушки ведь практически вырос. Мы здесь, как на хуторе –
ещё три дома и начинаются заливные луга…
Тихо. Зелено кругом. У дома огромный раскидистый великан – дуб в три
обхвата! Он намного старше самого дома. А на клумбе во дворе… васильки да
ромашки. И пять хозяйских кошек и котов!
– Зачем столько? А мы собираем от нашей кошки котят всех мастей! –
улыбается художник.– Топить разве лучше? Им тут на травке привольно!
А мне подумалось: «Вот она, родина!»
УРОКИ МАСТЕРСТВА
Везло моему собеседнику на учителей.
– В школе у нас необычные труды были. Мы табуретки или черенки для лопат
не делали. Мы занимались именно резьбой. Вёл эти уроки Василий Николаевич
Кодолов. На свой страх и риск, самовольно изменяя школьную программу. Жаль, что,
несмотря на его старания привить своим ученикам любовь к прикладному искусству,
никто, ну не считая одного-двух человек, этим серьёзно не увлёкся!
Но разве таланты рождаются партиями? Их нужно искать, словно драгоценные
камушки, находить, пестовать и лелеять, а потом гордиться ими.
– Такие ученики, как Андрей Прокофьев, исключительны, а встречи с ними
редки, – считает его бывший учитель, Василий Николаевич Кодолов. – Помню Андрея
рослым мальчишкой с большими глазами и не по возрасту развитыми ладонями. До
этого времени он занимался резьбой по дереву в кружке при школе-интернате. Три
года учёбы в Поназырёвском СПТУ-16 на отделении художественной резьбы по дереву,
овладение мастерством резчика и азами изобразительного искусства создали
стартовую площадку для продолжения совершенствования собственного мастерства,
становления художника!
Когда Андрей Игоревич уже учился в Суздальском
художественно-реставрационном училище на отделении реставрации архитектурного
металла, узнал от отца, учителя, журналиста, краеведа, что в их роду были
известные на всю область кузнецы, лепщики, мастера – золотые руки! Вот от них-то
и унаследовал молодой кузнец и резчик любовь к металлу и дереву. Двум, казалось
бы, исключающим друг друга, совершенно несовместимым материалам. А Прокофьев не
только сумел их совместить, но и добиться в своих произведениях уникального
эффекта – целостности и единения. Как, например, в композиции с символичным
названием «Жизнь». На панно изображены мужчина и женщина. Тёплые округлые формы
дерева – это женское начало. А линии плечей и рук мужчины, бережно держащего в
своих объятиях подругу, словно защищая её от всех невзгод, выполнены из
металла…
– Дерево – это увлечение, – рассказывает Андрей Игоревич, – основная
работа моя – ковка. Как приходят идеи? Спонтанно. Бывает, над какой-то работой
очень долго трудишься. А вообще, одну заканчиваю, другая в процессе, а третья –
в проекте!
– А что повезёте на выставку в Москву?
– Работ пять, что можно на себе увезти! Наверное «Троицу», «Светлый
образ», «Дракошу и Всадника»… Пока не решил.
– А панно в народном стиле из серии «Пословицы и поговорки»? Оно
напоминает русский лубок. Почему именно пословицы?
– А вы послушайте: «Без мужа, что без головы, без жены, что без ума!»,
«Добрая жена да жирные щи, другого добра не ищи»! Разве не правда?!
– Мне никогда не приходилось видеть такие панно, как у вас – на них
отдельные деревянные детали могут быть соединены обычной пеньковой верёвкой?
– Я с детства любил что-нибудь конструировать. А это моя находка! Также с
изделиями из металла. Сварка намного легче, а я нет – клёпочки поставлю. Всё по
технологии. Поэтому и обращают внимание на мои работы. Все сейчас деньги
зарабатывают, а я вот такой неправильный – меня деньги не интересуют. Приходится
платить «за удовольствие»! А главное, я никогда не буду опускаться до уровня
ремесленника, чтобы зарабатывать на хлеб. Хочу остаться
художником!
Северный край