КАК ВЫРАСТИТЬ ДОБРЫХ ДЕТЕЙ?

В Пошехонье живут своеобразные люди. Они хотят, чтобы их дети выросли людьми нравственными, но категорически возражают против воспитания в них духовности. 

Новый стандарт 

– У нас в городке две школы – первая и вторая, – рассказывает начальник отдела образования администрации Пошехонского района Ирина Никонова. – Мы решили в порядке эксперимента ввести в школе №2 программу духовно-нравственного воспитания, тем более что раньше там было духовное училище. Но учителя и администрация неожиданно столкнулись с сопротивлением родителей. Они не против уроков нравственности – кто же не хочет, чтобы ребенку объясняли, что такое хорошо и что такое плохо. Но вот слово «духовность» и привлечение православных священников почему-то вызывают у них непонимание и даже отторжение. Это вообще-то странно для маленького провинциального русского городка – ну нет у нас ни воинствующих атеистов, ни убежденных сторонников альтернативных религий… 


Пока пошехонские родители воюют с учителями, сторонники традиционных ценностей обмениваются опытом по внедрению в средних школах программ по развитию у детей лучших качеств души. 4 марта в средней школе №7 Тутаева прошел семинар «Духовно-нравственное образование в условиях перехода к федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения». На нем собрались представители власти, духовенства и руководители системы образования из Ярославской, Курской, Владимирской и других областей ЦФО. Губернатор области Сергей Вахруков, открывая семинар, четко обозначил вектор работы областного правительства: 

– Наш департамент образования очень много делает для внедрения в школах воспитательных программ. Есть оригинальные авторские методики, собственные наработки. Проблем достаточно, и состояние духовно-нравственного здоровья современных детей, прямо скажем, критично. Но с помощью только школы ситуацию не исправить. С семьей тоже нужно работать, предлагать помощь родителям и детям, особенно в отношении адаптации и социализации школьников. Хорошо, что нас активно поддерживает Ярославская епархия. В 2008 году мы подписали с ней соглашение по вопросам духовно-нравственного воспитания, и уже удалось достичь неплохих результатов. 

В свою очередь архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл предложил развивать не только систему православного образования в епархиальных школах и гимназиях и вводить уроки духовно-нравственного воспитания в обычных средних школах, но и создать координационный совет области по проблемам духовно-нравственного воспитания наших маленьких и больших детей. А депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ, председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина рассказала о трудностях внедрения законопроектов, утверждающих и пропагандирующих здоровые ценности жизни. Наиболее актуальные из них это не только внедрение «Основ православной культуры» в школах, но и создание единой межведомственной системы разноплановой помощи семьям с детьми, и прекращение вливания больших государственных средств в помощь детям-сиротам в ущерб поддержке более или менее благополучных среднестатистических семей. 

Далеки от народа 

Практическая часть семинара прошла в форме открытых уроков и занятий для педагогов, посвященных воспитанию школьников. Учителя школы №7 рассказывали детям о милосердии и доброте, красоте внешней и внутренней, любви к ближнему (начиная с родителей) и православной истории родного края. Преподаватель истории Галина Устинова недавно начала читать ученикам спецкурс «Православные храмы и монастыри Тутаева». 

– Конечно, детям нужно знать, кто построил прекрасные храмы в Романово-Борисоглебске, какие удивительные истории с ними связаны, – убеждена Галина Викторовна. – Это наша земля, и наши дети не должны расти иванами, родства не помнящими. 

Интересно, что у тутаевских школьников интерес к духовному воспитанию более широкий. 

– Мы хотим, чтобы нам рассказали, как жить по правде, по совести, – четко определяет задачи преподавателей восьмиклассница Света Домничева. – У меня, моих подруг и друзей возникает много вопросов, как вести себя в той или иной ситуации, какие принимать решения, как строить свою жизнь. И хорошо, если отвечать на них будут не только учителя, но и священники, может быть, артисты, ученые… 

Невысказанное напрямую мнение школьницы о преподавателях подтверждает и начальник отдела образования администрации Пошехонского района. 

– Устои и представления о жизни наших учителей очень далеки от мировоззрения современных школьников, – вздыхает Ирина Никонова. – Молодых учителей у нас в районе – один процент, остальные – дамы пенсионного и предпенсионного возраста. И такая ситуация – практически по всей области. А дети, конечно, хотят, чтобы с ними говорили если не на одном языке, то хотя бы люди, хорошо понимающие и чувствующие их проблемы в силу даже более молодого возраста, незашоренные, открытые. Поэтому главная проблема наших школ – привлечение настоящих молодых педагогов, причем не только для задач духовно-нравственного воспитания. Вот только как это сделать с такой-то зарплатой? 

Светлана ТАМАРОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе