Интеллигентам - драма, рабочим - комедия

Интеллигенты предпочитают драму, а рабочие — комедию, выяснила международная группа исследователей. В данном случае речь шла о театрах и театралах. Выяснилось, что искусство не чуждо и рабочему классу, просто его представители выбирают другие спектакли. А что читают представители разных социально-экономических классов и различных профессий?

Интеллигенты предпочитают драму, а рабочие — комедию, выяснила международная группа исследователей. В данном случае речь шла о театрах в британском Ньюкасле, где находится множество храмов Мельпомены, от классических до самых авангардных. Театр считается искусством для высоколобых и к тому же богатых: не всякий может позволить себе сходить на постановку в именитый театр. Но реальная картина оказалась иной — оказывается, театр не чужд и представителям рабочих профессий.

Полем для исследования эксперты выбрали английский Ньюкасл, где расположены театры на разный вкус, от самых современных до традиционных. В опросе приняли участие 300 человек, каждому из которых предстояло сделать выбор в десяти гипотетических ситуациях с пятью вариантами. Например, варьировались цена билета — от 7 до 35 евро, тип театра, жанр (комедия, драма и экспериментальный театр), репертуар (классический, модернистский, современный), автор (известный или неизвестный) и отзывы на спектакль (рецензия, написанная критиком, или народная молва).

Выяснилось, что театральное искусство интересует не только интеллигенцию. Просто у каждого класса свой вкус. 43,1 процента зрителей — зажиточные люди. Они отдают предпочтение классике, при этом готовы пойти в любой театр — от классического до модернистского, и купить дорогой билет, если критика благожелательно отозвалась о спектакле.

25,4 процента посетителей храма Мельпомены составили представители рабочего класса, в основном молодежь. Эта публика главным образом интересуется комедией и больше верит непрофессиональным отзывам. По понятным причинам, им очень важна цена на билет.

Еще 31,5 процента — интеллектуалы (люди разного достатка, но имеющие высокий культурный уровень). За хороший спектакль они готовы заплатить столько, сколько за него просят. Представители этой прослойки готовы отправиться в любой театр, а вот среди жанров предпочитают драму. Они не доверяют ни рецензентам, ни знакомым, предпочитая составить собственное мнение о постановке.

А вот среди россиян доля посетителей театра чрезвычайно мала. Согласно опросу "Левада-центра", лишь 3 процента наших сограждан оказались театралами — посещают театр раз в неделю или чаще. Подавляющее большинство — 64 процента — признались, что в храм Мельпомены не заглядывают практически никогда.

С чтением картина другая: россияне читают довольно много. Хотя специалисты отмечают, что круг читательских интересов сужается. Особенно это стало заметно после дефолта 1998 года. А аудитория "нечитающих" за последние 20-30 лет увеличилась: в том, что он почти никогда не открывают книгу, признаются (по данным разных опросов) от 20 до 24 процентов респондентов. Существует ли разницах в литературных предпочтениях разных слоев населения? Несомненно, она есть — как и разница гендерная, и даже географическая.

Еще в 1831 году, после выхода в печать первой части "Вечеров на хуторе близ Диканьки", Гоголь в письме Пушкину сетовал: "Любопытнее всего было мое свидание с типографией: только что я просунулся в двери, наборщики, завидя меня, давай каждый фыркать и прыскать себе в руку, отворотившись к стенке. Это меня несколько удивило; я к фактору, и он, после некоторых ловких уклонений, наконец, сказал, что "штучки, которые изволили прислать из Павловска для печатания, оченно до чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву". Из этого я заключил, что я писатель совершенно во вкусе черни".

Если подумать, какие авторы нынче "во вкусе черни", в голову первыми приходят Дарья Донцова и Александра Маринина, а также бесчисленные авторы третьесортной фэнтези, оккупировавшей прилавки книжных магазинов. Только вывод этот, несмотря на всю свою логичность, не совсем верный.

Согласно опросу "Левада-центра" за 2008 год, в котором приняли участие 2 тысячи респондентов старше 18 лет из разных регионов страны, наиболее обеспеченные группы населения предпочитают следующие жанры: фантастику (включая фэнтези и мистику), современную прозу, как отечественную, так и зарубежную, и "гламурную" литературу вроде романов Сергея Минаева и Оксаны Робски.

Наименее обеспеченные граждане и средний класс имеют схожие вкусы. Они любят читать остросюжетные романы — любовные или детективные, исторические романы и нехудожественные книги по истории, а также классику (в большей степени это относится к среднему классу).

Люди с высшим образованием интересуются классической литературой, поэзией, современной прозой и "гламурной" словесностью. Те, кто имеет среднее образование, чаще читают остросюжетную литературу и любовные романы.

Существует и "географическое" распределение литературных вкусов. К примеру, москвичи читают всю мировую классику — как отечественную, так и зарубежную — и любят поэзию, в то время как жители других крупных городов России предпочитают классику советскую. В целом у москвичей в почете все жанры: читают они и фэнтези, и детективы всех мастей, и "гламурные" романы. В малых городах наиболее популярны "боевики" российского производства, книги Донцовой, Марининой и прочие "дамские" детективы, романы о Великой отечественной войне. Жители средних по размеру городов отдают предпочтение фэнтези и зарубежной классике. Сельское население любит Дюма, Жюля Верна и другую историко-приключенческую классику, а также остросюжетные романы об Афганской и Чеченской войнах.

Несомненно, в литературе присутствует и явное разделение на "мужскую" и "женскую". О том, что читательницы "женских" детективов являются дамы, а романы о войне и "боевики" читают преимущественно мужчины, можно и не упоминать. А вот другой любопытный факт: читательницами "нехудожественной" литературы самого разного рода в основном оказались россиянки, а не россияне. К литературе нон-фикшн относятся книги по психологии, религии, самосовершенствованию, о лечении, природе, животных и т. п. Сюда же можно отнести нехудожественные книги по истории и разного рода учебную литературу — от самоучителей по иностранным языкам до книг по экономике и бизнесу.

Интересно, что тяга к такой литературе примерно одинакова у людей с разным достатком и уровнем образования. Разве что путеводители по зарубежью читают в основном те, у кого есть средства выехать за границу (преимущественно это мужчины 27-39 лет, живущие в средних и крупных городах). А книги о здоровье и лечении болезней оказались наиболее популярны в сельской местности.

Наиболее активны в чтении нехудожественной литературы оказались три группы населения. Прежде всего, это женщины — чаще всего они читают книги по психологии, этике, религии и здоровье, но интересуются и другими видами нон-фикшн. За ними следуют самые молодые респонденты: они в основном поглощены учебной литературой, но не чужды и философии, психологических изысканий, интересуются литературой о компьютерах, экономике и бизнесе. Третья группа тех, кто интересуется нехудожественной литературой — профессионалы с наиболее высоким уровнем образования. Они обращаются к энциклопедическим словарям, мемуаристике, книгам по своей специальности, интересуются все той же психологией.

Интересную статистику в 2011 году собрали библиотекари города Апатиты Мурманской области. Их исследование — хороший срез того, что же на самом деле читает российская глубинка и как литературные вкусы зависят от образования и профессии читателей.

Как рассказывает местная газета "Дважды два", в опросе приняли участие 400 человек. В анкете, которую предлагали участникам, было несколько вопросов. Первый из них — жанровые предпочтения. Оказалось, что наибольшей популярностью у людей самых разных профессий здесь пользуются детективы, за ними — русская классика, историческая проза, любовные романы и современная российская литература.

Еще один вопрос был посвящен профессии респондента. Самыми читающими оказались медицинские работники, оправдав звание врачей как представителей интеллигенции. Наиболее непопулярным жанром у них почему-то оказалась зарубежная классика. А вот фантастика и отечественная проза оказались у медиков в фаворе. Возможно, потому, что многие из отечественных писателей — Булгаков, Чехов, Вересаев — были их коллегами?… У научных работников на первом месте, причем со значительным отрывом, стояла русская классика — Чехов, Бунин, Достоевский, Тургенев, Гоголь, Толстой, на втором месте — зарубежная классика. Художники и музыканты читают зарубежные классические романы, а воспитатели предпочитают романы любовные.

Спортсмены (а 40 процентов опрошенных среди них читают регулярно) отметили, что активно изучают профессиональную периодику. Любимыми книгами они называют "Алмазную колесницу" Акунина, "Град обреченный" Стругацких, "Личные мотивы" Марининой, "Медея и ее дети" Улицкой.

Но больше всех авторов опроса удивили полицейские. Оказывается, у сотрудников правопорядка нежная душа — большинство из них сказали, что любят поэзию серебряного века. Шутка это, или полицейские на досуге действительно читают Ахматову и Блока, непонятно. Хотелось бы верить, что стражи порядка отвечали честно. Правда, из прозаических произведений они предпочитают романы о своей профессии — детективы и боевики.

Яна Филимонова

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе