Город в шоколаде или как нам (москвичам) обустроить Россию

Поводом для появления этой идеи послужило посещение Ярославля и внимательное обдумывание российских перспектив, в связи с тем, что уровень жизни в столице нашей родины очень сильно и в лучшую сторону отличается от уровня жизни самой родины. А поскольку в России все новшества всегда шли из столиц, и так как все хорошее всегда идет от богатых людей, нужно было придумать финансовый насос для перекачки денег в провинцию. И он был придуман.

Ярославль для испытаний этого насоса - идеальный полигон. Во-первых, город находится недалеко от Москвы - примерно 260 км от МКАД. Во-вторых, в городе есть такая прикольная вещь, как Волга. В-третьих, как отмечают наблюдатели, Ярославль самым парадоксальным образом чем-то напоминает Париж: "Чувствуется, что в этом городе есть свое настроение."

К сожалению, пока это настроение омрачается облупленными фасадами зданий, разбитыми мостовыми и прочими прелестями провинциального безденежья. Задача возрождения состоит в том, чтобы превратить Ярославль из убогой провинции в воскресную столицу, для чего сменить парадигму мышления московской элиты: Сейчас модно иметь дачу (коттедж) за городом и уезжать туда на уикенд. Но что делать в скучном лесу? Развлекать себя, хлопая комаров на щеках? Кто сказал, что дача, которая по сути представляет из себя ни что иное, как воскресное жилье, должна быть в глуши? Есть прекрасная альтернатива - квартира в историческом центре старинного, неспешного купеческого Ярославля, сохранившего умиротворенность и моду XIX века прогуливаться вечером по набережной.

Городская дача... Квартира со всеми удобствами в историческом центре города, в старых купеческих домах позапрошлого века. В игрушечном, пряничном, разноцветном городе с великолепным волжским променадом. Куда можно уехать вечером в пятницу, чтобы забыть на уикенд о суетной нервной Москве и на пару суток погрузиться в неспешный ритм дворян царской России.

Как затянуть туда людей Приятная атмосфера города - это, конечно, хорошо. Но одного этого мало. Нужны еще транспортная доступность и фишка. Изюминка. Крючок.

Города раскручиваются только через фишки. Фишку нужно выдумать. Фишка - это особенность, отличительная черта, специализация города. Например: "Еду в Ярославль - кофе попить:"

Выше Ярославль был назван воскресной столицей, куда модно будет съезжаться на уикенд московской богеме. Но для того, чтобы стать воскресной столицей, Ярославль должен стать кофейной столицей страны. Точнее, кофейно-шоколадной, поскольку, где кофе, там и шоколад... Сотни, тысячи мелких кафе, от которых в городе и на набережной стоит одуряющий запах кофе. Все знают: Ярославль - кофейная столица. Об этом написано во всех путеводителях. Здесь делают самый необыкновенный кофе! С тмином, с перцем, с медом, редких диких сортов, кофе с жидким шоколадом, с мятой, розовыми лепестками, с гвоздикой, с чертом, с дьяволом: Фонтан с горячим шоколадом на площади: Главное - запустить машину. Потому что миф и мода имеют свойство самовоспроизводиться.

Стоит только с помощью десятка нуворишей запустить моду на кофейно-провинциально-купечески-неспешный ярославский уикенд, как за нуворишами потянутся сотни людей более мелких. А за ними - тысячи людей среднего класса. Который не обязательно будет покупать квартиры и потому понадобится мощный парк отелей среднего уровня. Это самораскрутка моды..

Стоит только запустить миф о кофейной столице, как он тоже сразу начнет воспроизводить себя - появятся редкие сорта кофе, приедут специалисты:

Можно спросить: а разве кофе нельзя попить в Москве? Можно. Но почему-то люди едут в Прагу, чтобы попить там крапивного, кофейного, вишневого, да и самого обычного пива! Хотя пиво есть везде. И то самое темное пиво, которое подают в знаменитой пивной "У Фляку", можно употребить и в Москве. Но именно Прага считается пивной столицей. А Пекин знаменит своей пекинской уткой. Хотя, и утку эту злосчастную можно заказать в том же пражском "У Фляку", да и вообще едва ли не в любом крупном городе мира, где есть китайский ресторан. Тем не менее, приехав в Пекин, все бегут искать эту самую утку: Вот что называется фишкой - сплав атмосферы города с легендой о специалитете. Атмосфера у Ярославля есть. У него нет пока специалитета.

Но почему таким специалитетом, такой фишкой для Ярославля выбран кофе? Да просто потому, что запах кофе очень пойдет к знаменитой волжской набережной. Весьма к месту он там: И пусть экскурсоводы рассказывают открывшим рты туристам, что власти якобы Ярославля специально заставляют владельцев кафе жечь кофе, чтобы наполнить город этим запахом. Пусть рассказывает. Туристы охотно и с радостью клюют на такие штуки и потом , вернувшись с экскурсионного тура, передают эти легенды сослуживцам вместе с любительскими фото. Люди хотят верить в легенды и с готовностью платят за это. .

Конечно, Ярославль потребует реконструкции. Я имею в виду не только марафет на фасадах и заделку дыр на мостовых. Не только появление казино, саун и кегельбанов. Нужно будет еще выселить из центра все конторы и всех местных жителей в просторные квартиры на окраине. А весь старый центр пустить под квартиры на продажу для богатых москвичей.

Нужно будет спилить к чертовой матери все деревья на набережной, которые загораживают вид на город с противоположного берега. И на том самом противоположном берегу построить большой отель. Для этого на Тверицкой набережной, откуда открывается потрясающий вид на Ярославль, нужно будет снести все старые деревянные халяпы и убрать завод по производству валенков (переместить его в сторону и превратить в туристический аттракцион). Ну и, разумеется, реконструировать пляж, сделав его платным (за исключением постояльцев отеля). Из от отеля перекинуть через Волгу канатную дорогу - прямо в центр города, на его главную набережную с кофейнями.

Именно шикарный вид на город должен стать фишкой этого отеля. А сам отель - должен стать фишкой города, чтобы к нему возили экскурсантов. Это сделать элементарно - например, каждый этаж отеля построить в своем стиле - модерн, рококо, барокко, ампир, классицизм: Да, это эклектика. Да, интеллигенция, поджав губы гузкой, будет ругаться и кричать про пошлось. Но зато эта необычность привлечет туристов и экскурсантов.

И вернуть городу порт! С которым случилось то, что когда-то произошло с московскими кинотеатрами, где разместились мебельные и автомобильные салоны. Теперь в московские кинотеатры вновь вернулось кино. Так же нужно сделать и в Ярославле - из речного порта выгнать автосервис, автосалоны, выбелить здание и вернуть туда корабли. Вернуть во всех смыслах:

1) расставить по всему огромному зданию модели парусников и фелюг,

2)  возобновить регулярные рейсы.

Пункт номер два попытались, было, осуществить в 2006 году, запустив регулярные рейсы скоростных теплоходов Ярославль-Кострома-Кимнешма-Плес-Нижний Новгород. Но в этом году рейсы сняли: Нижний Новгород проплатил речникам дотацию на билеты для бюджетников, а прочие города нет. Но нам и не понадобится дотация! Билеты будут брать богатые туристы.

А куда они поедут? И зачем?

Начнем со второго вопроса. Если у человека воскресная дача в городе, который стоит на Волге, рано или поздно (скорее, рано, чем поздно) ему придет в голову мысль купить катер. Или яхту. Или арендовать. Или нанять катер-такси. А если это все ему дороговато, то просто купить билет, сесть на рейсовый теплоход и поплыть. Куда?

В Кострому. Зачем?

А затем, что Кострому тоже нужно поднимать. Город нуждается в деньгах. Но для привлечения туристов городу тоже необходима своя фишка. Какая? Ну, например, такая: Кострома - город мировой кухни. Кострома - город тысячи ресторанов. В мире сотни стран. И все они должны быть представлены в Костроме ресторанчиками на два-три стола. Малюсенькие ресторанчики на каждом углу - с индонезийской, балийской, мексиканской, тайской, китайской, чешской, египетскрой и пр. кухнями.

Съездить в Кострому пообедать - это нормально. Это прикольно. И это возможно. Если уж какая-то богом забытая деревня Умёт стала сплошным рестораном для дальнобойщиков на трассе Москва-Челябинск, то городу Костроме это сделать можно тем более. И доступность Костромы от Ярославля в пределах разумного - полтора часа ходу по матери русских рек.

Теперь пару слов о доступности самого Ярославля для основного контингента покупателей: Как уже было сказано, Ярославль находится от Москвы на расстоянии 260 км. Критическое расстояние! Сейчас электричка-экспресс с сидячими местами преодолевает  его за 4,5 часа. Путь на автомобиле занимает такое же время из-за отвратительного участка трассы на стыке Владимирской и Ярославской областей - участка узкого, забитого медленными фурами, знаками запрещающими обгон и злыми гаишниками.

4 часа езды - это неприемлемо! Никто не будет трястись столько, чтобы попить кофе. Два часа - максимум, чито может позволить себе средний человек, да и то в комфортабельном кресле. Какие есть варианты?.. Поезд ЭР-200, преодолевает 700 км от Москвы до Питера за 3,5 часа, потому что идет со скоростью чуть за 200 км/ч. Но для этого нужна реконструкция полотна. Однако, реконструкцию на сегодняшнем пассажиропотоке делать никто не будет - нерентабельно. А увеличения пассажиропотока без реконструкции не достичь. Замкнутый круг?

Нет. Потому что скорость в 130 км/ч - совсем не запредельная для обычных поездов и не требующая бесстыкового полотна. И значит, из центра Москвы до Ярославля можно, в принципе, добраться за 2 ч.- 2ч.15 мин. Это уже приемлемо. Вечером в пятницу сел - через два часа дома. Нужно только расписание грамотно составить.

А еще в Ярославле есть аэропорт.  Но, опять-таки, пробные рейсы запущенные сюда на Ан-24 в 2006 году были закрыты: бедные провинциалы предпочитали вместо часа полета 4,5 часа трястись в электричке или плацкарте, чем платить 750 рублей за самолет. Сейчас в Ярославль летает только шестиместное аэротакси из Быкова, но билеты кусаются - более 250 баксов в одну сторону!.. Для москвичей 750 рублей - не проблема. А уж если потребуются массовые перевозки и на рынок придут дискаунтеры:

К тому же грядущее реформирование Воздушного кодекса России вызовет бурное развитие малой и сверхмалой авиации, появление дешевых частных самолетов - как, например, на Аляске, где в Анкоридже чуть не каждый житель имеет одномоторный самолетик для полетов на дачу, расположенную где-нибудь у горной речки километрах в двухстах-трехстах. Столичные частники будут базировать свои маленькие аэропланчики в Быково, Мячково, Чкаловском, Тушино. Час полета до ярославской дачи на авиетке - это вполне приемлемо. Полчаса на нормальном самолете - вообще красота!

Платная дорога. Дорога - очень дорогое удовольствие. Но "взаимообразное". Если дорога - сама по себе аттракцион, это только простимулирует спрос на ярославскую недвижимость. Поясним: Если поставить на новой широкой трассе знак ограничения скорости с числом "250" (в Европе это считается максимальной безопасной скоростью, и автопроизводители хороших машин именно на этой отметке делают электронную отсечку набора скорости): И если брать за пролет по этой платной трассе хотя бы 50 долларов в один конец: И если эта трасса будет в России практически единственным местом, где можно притопить до пола и не снимать ногу с педали от Москвы до самого Ярославля, пройдя 260 км за час и пять минут, то:

То владельцам "Ламборджини" и прочих хороших авто будет смысл покупать жилье в Ярославле - чтобы иметь причину дважды в неделю прокатиться с ветерком туда-сюда. С другой стороны, такая трасса может подстегнуть спрос на низкие спортивные машины, каковой спрос сейчас отчасти сдерживается их практической бесполезностью. Люди не очень любят покупать вещи, бесполезность которых очевидна. Иное дело, когда ты покупаешь "Ламборджини" со смыслом: "Я не понтуюсь, просто у меня дача в Ярославле:"

Что позволяет надеяться на осуществимость проекта? То, что уже сегодня существует тяга людей вырваться на выходные и праздники из Москвы. В тот же Ярославль -  обшарпанный город с плохими дорогами, плохой подъездной трассой, неработающим аэропортом, долгим подъездом. Тяга такая сильная, что на праздник в гостиницах города трудно найти место. Раскупаются даже номера по 250 долларов за сутки. И это хороший признак.


Александр Никонов

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе