Горькое послевкусие пиршества муз

В Воронеже триумфально завершился VIII Платоновский фестиваль искусств, но его будущее под большим вопросом.
Спектакль "Старик и море". Режиссер спектакля Анатолий Васильев и актриса Алла Демидова стали лауреатами Платоновской премии этого года


За 7 лет своего существования Платоновский фестиваль стал чрезвычайно успешным культуртрегерским проектом с идеально отлаженной оргструктурой и безупречной художественной репутацией, предметом гордости воронежцев, вписавшим столицу Черноземья в не слишком длинный список российских культурных столиц и сделавшим ее точкой притяжения многочисленных паломников от культуры, журналистов и волонтеров, приезжающих сюда в июне специально ради того, чтобы на две недели стать частью бурной и веселой фестивальной жизни.

Афиша каждого из восьми уже прошедших фестивалей выглядела квинтэссенцией всего самого интересного и актуального, что происходит в России и за рубежом, будь то драма или хореография, визуальный или синтетический театр, классическая музыка, джаз и world music, живопись и графика, видео-арт и инсталляции, проза, поэзия и драматургия. Плюс к этому — парады уличных театров, выставки, мастер-классы, лекции, читки, литературные марафоны и книжные ярмарки…

Свою главную цель фестиваль формулирует так: открыть Воронежу большой мир искусства, а миру — Воронеж. И надо сказать, что команда, собранная художественным руководителем фестиваля, режиссером Михаилом Бычковым, с этой задачей блистательно справляется. Благодаря их усилиям, а также всемерной поддержке, которую оказывал фестивалю все эти годы губернатор Алексей Гордеев, воронежцы получили возможность увидеть воочию спектакли режиссеров Роберта Уилсона и Филиппа Жанти, Деклана Доннеллана и Эймунтаса Някрошюса, Михаэля Тальхаймера и Яна Кляты, группы Rimini Protokoll и Анатолия Васильева, балеты хореографов Начо Дуато и Иржи Килиана, Рассела Малифанта и Ханса ван Манена, Уэйна МакГрегора и Анжелена Прельжокажа. В воронежской филармонии и на сцене оперного театра выступали Российский национальный оркестр и Ансамбль солистов Берлинского филармонического оркестра, Камерата Королевского оркестра Концертгебау и Кронос-квартет, пианисты Михаил Плетнев и Борис Березовский, Даниил Трифонов и Люка Дебарг, виолончелисты Миша Майский и Юлиан Штекель, Марио Брунелло и Нарек Ахназарян, скрипачи Юлиан Рахлин и Алина Ибрагимова, Сергей Крылов и Вадим Репин, и многие-многие другие.

Жизнь Воронежа в июне начинает течь по законам фестивального времени. Под меропрятия Платоновфеста задействуются все театральные и концертные сцены, выставочные залы и галереи, а также столь необычные локации, как арт-центр «Коммуна», расположенный в здании бывшей типографии газеты «Коммуна», для которой когда-то писал тексты молодой корреспондент Андрей Платонов, парк перед Дворцом принцессы Ольденбургской в Рамони и пляж мелового карьера Белый колодец, где проходят концерты фестивальной программы «Музыка мира». Почти везде аншлаги, да это и не удивительно: билеты на концерты и спектакли раскупаются уже в марте. К началу лета город расцветает бесчисленными плакатами и флагами фестиваля и буквально пропитывается атмосферой праздника.

Однако на этот раз его финал оказался омрачен.


Круглый стол по итогам фестиваля. Михаил Бычков


В день закрытия фестиваля, 17 июня, на круглом столе, посвященном итогам Восьмого Платоновского фестиваля искусств, его создатель Михаил Бычков выразил тревогу в связи с вмешательством новых властей региона в процесс подготовки и проведения фестиваля:

— Сегодня, на мой взгляд, культурой занимаются люди, не заинтересованные в настоящем и реальном развитии культуры и искусства в регионе, поэтому я очень пессимистично смотрю на наше будущее, несмотря на заверения на самом верху о том, что все положительные тренды будут сохранены и все культурные начинания будут продолжены. У меня большие сомнения, что именно так и будет. В этот раз я не упомянул среди объектов благодарности Департамент культуры, потому что мы готовили фестиваль в атмосфере сильнейшего давления и попыток вмешательства в подготовку фестиваля, в том числе в его программирование. Мы думали, что это навсегда ушедшее в прошлое и запрещенное сегодня законодательством желание чиновников вмешиваться в вопросы творческого содержания. Это выглядит нелепо, смешно и недостойно и такого региона, и Платоновского фестиваля. Работать в атмосфере недоброжелательности и недоверия, а иногда и просто высокомерия руководства Департамента по отношению к руководителям учреждений культуры, — очень неприятно. И я не понимаю, для чего это терпеть. Могу сказать, что Платоновский фестиваль таким, как он был прежде, уже не будет. 

О том, что опасения Михаила Бычкова небеспочвенны, свидетельствовала и речь временно исполняющей обязанности руководителя департамента культуры области Эмилии Сухачевой, с которой она выступила на церемонии закрытия фестиваля:


— Восьмой Платоновский фестиваль искусств становится частью истории. Нам ещё необходимо проанализировать и понять его итоги. Одна из миссий нашего форума — это показ лучших образцов российского и международного искусства, наполненных содержательными смыслами и образами, во многом созвучными творчеству Андрея Платонова. К сожалению, не все мероприятия фестиваля вызвали однозначный отклик профессионального сообщества и средств массовой информации. Нам нужно двигаться вперёд. Тем более что правительство Воронежской области и лично глава региона Александр Викторович Гусев всецело поддерживают его (фестиваля) дальнейшее совершенствование. И я думаю, нам всем вместе с деятелями культуры, с дирекцией Платоновского фестиваля необходимо определить векторы его дальнейшего развития. Прощай, Восьмой Платоновский фестиваль искусств. И да здравствует Девятый Международный Платоновский фестиваль искусств!

Профессиональное сообщество не заставило себя долго ждать. С официальными письмами в поддержку фестиваля уже выступили дирекция «Золотой Маски» и Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова (Чеховский фестиваль), и что-то подсказывает мне, что ими дело не ограничится, учитывая масштаб, художественный уровень и место, занимаемое Платоновским фестивалем искусств в культурной жизни России. Остается только гадать, как разрешится этот конфликт. И надеяться, что здравый смысл чудесным образом возобладает, попытки чиновников «улучшить» и без того хорошее дело не зайдут непоправимо далеко и поклонники фестиваля (а в этом году зрительская аудитория форума оказалась рекордной, превысив 100 тысяч человек) не станут в итоге свидетелями заката еще одной прекрасной эпохи и де-факто ухода Платоновского фестиваля в историю навсегда — таким, каким мы его знали и любили…

Автор
Светлана Чаплыгина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе