Год культуры: торг неуместен

Следующий, 2014, год объявлен в России Годом культуры. Это, конечно, замечательно. Но как он пройдет? На что будут потрачены выделенные на его проведение миллионы?

Нынче любят утверждать, что определений культуры существует аж двести или даже четыреста. Завидный плюрализм. Только сдается мне, что позволяет он подвести под понятие «культура» все что угодно, включая и агрессивную антикультуру, и массовую культуру, которая и так процветает и в спасении не нуждается.

Убежден, что в интересах российского общества проведение Года культуры должно основываться на понятных и ясно декларированных подходах. Прежде всего, нужно определить, что под культурой (и вообще, и в Год культуры в особенности) понимается не все, что каждый в своих интересах культурой считает, а только высокая культура и настоящее искусство (прежде всего классическое).

Следовательно, и мероприятия Года должны быть посвящены высокой культуре, настоящему искусству и еще, разумеется, культуре народной, фольклору. Все это не означает, что из повестки выводятся молодые современные авторы. Дело не в возрасте, а в том, в русле каких традиций и интенций эти авторы работают. Если их желание — сокрушить классическую культуру или выдать свою художественную самодеятельность за новое и оригинальное слово в искусстве, то им и так вольготно и сытно живется. В Год культуры же все мероприятия должны противостоять массовой культуре, а не поощрять и не подкармливать ее.

Основа любой национальной культуры — язык. В нашем случае — русский. Так что Год культуры в России — это по определению год русского языка. Оригинальная национальная культура и национальный язык — такие же гаранты национального суверенитета и национальной безопасности, как, например, армия.

Однако поддержка и выдвижение на центральное место русского языка не означает, что в Год культуры будут проигнорированы языки остальных народов России. Напротив: чем более значительной будет поддержка русского языка, тем больше можно и нужно поддерживать остальные языки.

Год культуры — это Год классической русской и советской культуры. Хотя бы потому, что никаких достижений мирового масштаба, кроме классической русской культуры (включая советский ее период), мы до сих пор не имеем.

Это и год книжной культуры, в первую очередь в ее классической литературной и философской формах. Кино- и театральные постановки — классические и созданные на основе классических произведений. То же касается и художественных выставок.

Это и год учреждений, где классическая культура сохраняется, живет и воспроизводится (музеи, консерватории, музыкальные и хореографические училища, школы живописи, библиотеки), а также тех, кто на культуру работает (часто за гроши) и ее сохраняет. Это год присутствия высокой культуры в эфире всех федеральных телеканалов, а не только канала «Культура».

Это и год истории нашей культуры. Все самые значительные имена из истории высокой культуры и настоящего искусства России (а у нас их десятки) должны быть подняты на знамена. Да и «иконостас» современных выдающихся деятелей отечественной культуры надо бы пополнить: Гергиев, Григорович, Табаков и пара замечательных балерин — маловато.

Год российской культуры — это, бесспорно, еще и год русской церковной (православной) культуры. Тема отдельная и деликатная, но она не должна быть проигнорирована. Направлений ее развития можно предложить очень много. Только один пример. Мы знаем, что лучшим русским иконописцем всех времен является Андрей Рублев. А кто сегодня лучший иконописец России? Почему бы не определить его именно в Год культуры, сделав потом соответствующий конкурс ежегодным?

Бесспорно, это год многонациональной культуры России. Каждый регион (а не субъект федерации, чтобы не вносить ненужного соревновательного ажиотажа) должен быть представлен в центральных мероприятиях Года: Русский Север; Центральная Россия; казаки; коренные народы Севера; буддисты (Калмыкия, Тыва, Бурятия); Северный Кавказ; Сибирь; Алтай; Татарстан (татары — второй по численности и значительности вклада в русскую историю и культуру народ России).

Это год культуры России и за ее пределами (и не только на постсоветском пространстве). И в частности, тех, кто русскую культуру за пределами России поддерживает и изучает. Это и год исторически безупречной цивилизаторской миссии русской культуры за пределами собственно России.

Это и год общепризнанных шедевров русской культуры, вошедших в мировую сокровищницу; год вклада России в мировую культуру. По этому вкладу Россия стоит в ряду очень малого числа стран, а именно: Италии, Франции, Германии и Великобритании с ее молодым ответвлением США. Всё! Эти страны и Россия — вот то, на чем держится здание европейской культуры и цивилизации, мировой, по сути, тоже.

Наконец, Год культуры — это год поиска ответов на два вопроса. Первый: может ли отечественная культура вернуть себе лидерские позиции в культуре мировой, как это было в конце XIX — начале XX века? И второй: есть ли сегодня в русской культуре нечто такое, что может служить конструктивной и эффективной альтернативой мировой массовой культуре?

Как все это воплотить в мероприятиях и акциях? Намекну. В следующем году, как известно, состоится зимняя Олимпиада в Сочи. Сколько денег и сил на нее подтягивается! И всего-то на две недели. А потом останутся стадионы, дворцы спорта, где люди будут тренировать мышцы. Вот и после Года культуры в стране должны бы остаться вполне зримые площадки, где далее будет существовать и развиваться высокая культура.

Много денег потребуется? Невежество и крушение этических норм и эстетических идеалов обходится стране куда дороже. Ибо постепенно уничтожает Россию, нашу цивилизацию. Так что торг здесь точно неуместен.

Виталий ТРЕТЬЯКОВ, журналист

Газета "Культура"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе