Герман ФИЛИППОВСКИЙ: «Креативность – от порыва души»

Истоки побед спрессованы в опыте поколений

Профессор, доктор филологических наук, председатель диссертационного совета по филологии в педуниверситете, автор пяти книг преподает в школе. Такое нечасто встретишь. Но Герман Филипповский не считает это исключением. Он убежден: детям надо знать былое со всех сторон, патриотическое воспитание должно быть системным, и настоящие мужчины в этом деле – не эпизод, а необходимость.

Встреча с одним из таковых врезалась в его память навсегда. В старом кенигсбергском форте Фридрих Вильгельм III старший матрос из Ярославля участвовал в маневрах флота и авиации в связи с Карибским кризисом. От Генштаба выполнение боевых заданий курировал маршал Рокоссовский.

– Отлично помню: у ворот форта – командование флота, четыре офицера в черном обмундировании и Рокоссовский в шинели. Одно из сильнейших впечатлений в жизни.

– Герман Юрьевич, с чего начинается Родина для современного молодого человека?

– С исторической правды и преемственности. В следующем году мы отметим юбилей событий 1812 года. Надо, чтобы трактовки Великой Отечественной и Отечественной войны начала XIX века стыковались. Опыт обеих одинаково ценностно важен как священный. Нужен критерий стыковки, и он есть.

Опыт древнерусской литературы говорит о том, что существуют два понимания Победы. Это – аспект военный, например победа Александра Невского над рыцарями. Но значим и духовный смысл. Князь Александр Невский – христианский святой, покровитель Руси. Такая особенность порой недооценивается, а ее нужно учесть.

Что значит преклонить голову перед памятью солдат, которые погибли, обеспечив Победу в мае 1945-го? Это значит – признать, что они обеспечили ее реально и духовно. То же относится к соотечественникам, которые, к счастью, живы.

Победа – не временное явление. Она присуща жизни и культуре вчера, сегодня, завтра. Всегда говорю об этом своим студентам, есть у меня статьи и книги на этот счет. Военное дело, а в особенности защита Родины, не бывает без духовной составляющей. Это хорошо понимали во время войны и руководители государства, и крупные военачальники, и фронтовики, и труженики тыла.

– Просветительская программа «Истоки» помогает донести подобное понимание до нынешних школьников?

– Чем раньше они начнут об этом задумываться, тем лучше. Мы делаем акцент на начальную школу, где ребята все впитывают на уроках как губки. Беда современной школы – не просто психологические проблемы, а именно нарастание равнодушия в средних и в особенности старших классах. Мы стремимся противостоять такому явлению. Через «Истоки», через школьный краеведческий музей, где каждая прялка, книжный фолиант или фотография – не просто отражение легенды, а духовный осязаемый предмет, своего рода сгусток истории. Какие бы инновации ни внедряли в наше сознание, без прочной базы традиций, без их развития не обойтись.

– Не противопоставляя одно другому…

– Конечно, сегодня востребованы талантливые, креативные люди. Однако откуда появляется креативность? Разве только от хладного ума? Нет, холодное – удел мертвецов. Живущие горячи и порывисты. Значит, столь ценимая креативность возникает не от умственных упражнений, а именно от духовного порыва, который творит все новое. Порыв – свойство живых людей.

Помню, как в конце и после войны выходили серии почтовых марок, я собирал коллекцию с портретами Александра Матросова, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской. Эти герои совершили подвиги, пожертвовали собой в духовном порыве. Именно он сработал во время войны, помог выстоять и победить.

Вот и школьная программа «Истоки», просветительская, связанная с критериями Кирилло-Мефодиевской словесной, книжной традиции, не только азбука, а история духовности, духовной культуры, включая великие примеры подобных порывов.

Наше просвещение в его истоках всегда было духовным. Кирилл и Мефодий – не просто учителя, преподаватели. Оба прежде всего святые, светочи духовности. Это главное, хотя Кирилл (Константин) и являлся профессором в Константинополе. Грамоту они изобрели не для мирских целей, а для церковной службы, литургии и литургических книг. Первые книги на Руси имели духовное содержание. Сначала были переводы, лишь потом возникли оригинальность и самобытность.

Да, присутствует некий консерватизм в ранжировании мирского и церковного. Однако в «Истоках» эти вещи соединены во избежание вранья, которое так тяжело править в умах и душах молодежи. Если дети инертны, если они что-то не принимают, значит, присутствует какая-то ложь. Неправда в угоду сиюминутным конъюнктурным интересам всегда губительна. Лекарство от нее и есть наши «Истоки».

– Это лежит в основе системности военно-патриотического воспитания, за которую вы ратуете?

– Все должно развиваться органично. Воспитательная и патриотическая работа не может обойтись без укрепления культурного контекста, культурной составляющей.

Так считала рано ушедшая из жизни первый директор 48-й школы Валентина Качан. То, что создала Валентина Леонидовна, укладывается и в евангельскую концепцию, согласно которой вначале было Слово, и в поэтическую строку «Фауста» Гете: «В деянии – начало бытия». Стараниями этой подвижницы сцеплены в особый воспитательный комплекс кадетские классы, спортивная жизнь на современной базе школьных спортсооружений, отделение художественно-эстетического воспитания с хорами, танцевальными коллективами и солистами.

Хотел бы добавить очевидную, но далеко не банальную в контексте беседы истину: мир состоит из мужчин и женщин. Помню, как в школе, где я учился, преподаватели-женщины ценили присутствие мужчин – военруков, учителей физкультуры. В школе, где работаю, с этим тоже все в порядке. Не может военно-патриотическая работа вестись только мужчинами или женщинами. Она должна быть сбалансирована и в этом смысле, поскольку общество крайне нуждается в гендерной, семейной стабильности.

Вот что такое гармонизация процесса, увязанного в единое целое «Истоками». Отсеки любую составляющую – гармония исчезнет. Надо, чтобы хорошее дело укреплялось.

– Не само по себе, а усилиями ваших соратников, которые не потеряли ценностные ориентиры в эпоху перемен?

– Непременно назову тех, кто помогает реализовывать «Истоки». Это одна из авторов программы Наталья Труфанова, преподаватель истории Ольга Рябинина, заместители директора школы Ольга Зорина и Ирина Сопетина, историк и постоянная участница школьных конференций Тамара Смирнова, а также многие другие замечательные коллеги.

Надеюсь, что и новый директор 48-й школы Ирина Журина ничего отсекать не станет, а только приумножит достигнутое в изучении опыта поколений. Он важен, поскольку определяет все прошлые и будущие материальные и духовные победы нашего народа.

ЯР-досье

Герман Юрьевич Филипповский появился на свет в 1942 году на Суздалке во время бомбежки Ярославля. Родился, по сути, дважды, поскольку чуть было сразу не покинул этот суровый мир. Окончил 33-ю ярославскую школу, бывшую мужскую гимназию, служил на Черном и Балтийском морях. После флота изучал на филфаке МГУ математическую лингвистику.

Из-за гонений на кибернетику диплом Филипповский получил как преподаватель русского языка в качестве иностранного. Был направлен в Пакистан, трудился в Индии. Много лет Герман Юрьевич посвятил преподаванию русской литературы в вузах России, заведовал кафедрой русской литературы ЯГПУ, где работает сейчас. Одно из главных дел ученого – создание музея русского эпоса «Былины» во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. С 1994 года Герман Филипповский, один из создателей первой в стране воспитательной программы «Истоки», ведет краеведческие факультативы в 48-й школе Заволжского района областного центра.

Антон БЕЛОВ

"Ярославский Регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе