Федор Бондарчук и Никита Михалков просят вернуть на экраны ненормативную лексику

Российские кинематографисты обратились с письмом к премьер-министру России Дмитрию Медведеву. Открытое письмо с просьбой внести поправки в закон, запрещающий мат в кино, подписали известные актеры и режиссеры.

Инициаторами выступили Федор Бондарчук и Никита Михалков. Но среди подписавших это послание есть Карен Шахназаров, Сергей Мирошниченко, Олег Табаков и Владимир Хотиненко.

Напомним, полгода назад были внесены изменения в федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии РФ». Согласно им картины, в которых содержится нецензурная брань, не получат прокатного удостоверения.

И вот полгода спустя некоторые режиссеры решили дать обратный ход. «Указанная норма приводит к невозможности публичной демонстрации кинематографических произведений, обладающих высокими художественными достоинствами, но при этом реалистично демонстрирующими негативные проявления общественной жизни, включая использование героями фильмов нецензурной брани», - сказано в письме.

Федор Бондарчук считает, что прокатное удостоверение должны выдавать фильмам, чей художественный замысел предполагает использование нецензурной лексики. Удостоверение должно содержать обязательное возрастное ограничение 18+.

Мы позвонили режиссеру Карену Шахназарову, который подписал обращение к Дмитрию Медведеву, чтобы узнать, с чего вдруг такая инициатива.

- Инициатива исходила не от меня, - признался нам Карен Георгиевич. - Строго говоря, я противник ненормативной лексики в кино и театре. Без этой лингвистической «краски» кино, на мой взгляд, может обойтись. Но... не все мои коллеги, в том числе уважаемые, разделяют эту позицию. Они лоббируют поправку к закону о кино. К их мнению надо прислушиваться. Тем более что в последнее время у нас появились прецеденты, когда фильмы, отмеченные призами, содержат ненормативную лексику. И если следовать букве закона, их нельзя показать в России даже специалистам. В этом я вижу противоречие. Даже в советское время специалисты смотрели фильмы, которые не разрешали для широкого проката. Я полагаю, что в определенных случаях можно сделать исключение. Но с серьезными ограничениями. По телевидению фильм не показывать, а показывать в единичных кинотеатрах, например, после 23.00. Кто любит искусство, тот пойдет смотреть ночью. Узкий прокат не будет раздражать общественность. Пример подобного компромисса существует в Великобритании.

МНЕНИЯ

ЗА

Режиссер Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: Крепкое слово должно звучать органично

- Из четырех моих фильмов только в «Левиафане» используется ненормативная лексика. Эта картина рассказывает о сегодняшнем дне и опирается на те реалии, в которых крепкое русское слово звучит органично. В «Елене» ненормативная лексика тоже присутствует, правда, в микроскопической дозе. Но я не любитель использовать этот стиль повествования - назовем его так.

ПРОТИВ

Актриса Лидия ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА: Есть не менее выразительные фразы - дело в таланте

- Как настоящий сибирский мужик, Шукшин крепким словом пользовался виртуозно, что в начале наших отношений меня шокировало. Я росла в ленинградской семье, в доме родителей мата не слышала. Самым грубым ругательством было слово «дурак». Даже идиотом никого не называли. И когда от Шукшина впервые услышала крепкие конструкции, у нас с ним по этому поводу был разговор. Он оправдывался, что у него на родине все так узорчато выражаются. Живя со мной, почти перестал выражаться. Если и вырывалось крепкое словцо, извинялся. Но и речи не могло быть о том, чтобы использовать ненормативную лексику в кино. Он и сам этого не хотел, хотя в устах шукшинских героев матерное слово вроде бы должно звучать естественно. Он находил другие слова, которые были не менее выразительными и эмоциональными. Все зависит от таланта художника. Я не знаю, почему считается, что хорошее, правдивое кино без мата не снимешь. Лично меня мат на экране или на сцене коробит. Я и сама не ругаюсь, и не люблю, когда при мне выражаются.

РЕАКЦИЯ

Комитет Госдумы выступил против возвращения нецензурной лексики в кино

Комитет Государственной Думы по культуре высказался против возвращения мата в киноленты. Одним из главных противников был глава комитета, сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта Станислав Говорухин.

"У первых лиц этого письма нет ни в одном фильме нецензурной лексики. То есть, они как-то обходились без бранных слов, без урона для образов героев. Если идти по предлагаемому принципу, то можно зайти слишком далеко. Сначала вернем мат в кино, в литературу, а потом разрешим карикатуры на религиозные темы", - сказал Говорухин 

КСТАТИ

Андрей Звягинцев: «Возможно, в «Левиафане» вместо мата будет тишина...»

- Мне очень странно отдавать столько времени разговорам о ненормативной лексике, но приходится. В фильме она абсолютно девственная, предельно простая и ясная. Наши нормальные словечки, которые мы все употребляем, многоэтажной матерщины там просто нет! Мало того, по моему мнению, она там просто необходима, она создает живой образ персонажей. Почти во всех странах мира, где есть кинематография, ненормативная лексика употребляется. Кроме двух – Северная Корея и Иран. И вот, мы стали третьей страной… Поздравляю нас, мы присоединились к этому удивительному сообществу!
Автор
Анастасия ПЛЕШАКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе