Евангелие и Репин «выжили»

Во время пожара в Московском научно-реставрационном центре Грабаря находились экспонаты двух ярославских музеев. Какая часть из реставрируемых коллекций музеев точно не пострадала, пока неизвестно. 

На крыше центра шли ремонтные работы. Приходилось работать с огнем, произошло возгорание. 

– На реставрации находились пять экспонатов – две иконы и три книги, – рассказали «КР» в историко-архитектурном музее-заповеднике. – Все экспонаты уникальны, но особой ценностью является Евангелие-апракос XIII века, известное под названием «Спасское». 


По словам председателя реставрационного совета Ярославского музея-заповедника Светланы Блажевской, из малой толики информации, которую удалось раздобыть музею, известно, что Евангелие не пострадало. Известно, что Евангелие в момент пожара находилось в книжной мастерской на третьем этаже, который изрядно пострадал от огня. Правда, именно перед мастерской огненные языки удалось остановить. 

Скорее всего, повезло и этюду Репина «Косарь Литвин» (он находился на реставрации в центре уже два года), из постоянной экспозиции ярославского художественного музея. По словам главного хранителя фонда Натальи Коноваловой, этюд мог находиться в фондах хранилища. 

– Все, что находилось в фондах, уцелело, – рассказывает Наталья Олеговна. – Хранилище представляет собой бетонный бункер, который огонь не тронул. Правда, до конца не известно, какова во время пожара была температура в бункере, влажный режим. Все эти параметры очень важны при хранении экспонатов. 

На реставрации в центре Грабаря находилось несколько икон, живопись, 21 лист графики XIX века (литография, оригинальная графика). Кстати, к концу года графика должна была вернуться в Ярославль. В городе она ни разу не выставлялась. 

Музей давно сотрудничал с московским центром, так как считается, что лучшие специалисты по реставрации работают именно там. 

– Любой музейный предмет ценен, – делится Наталья Коновалова. – Он неповторим. Пожар в центре для нас – большой шок. Возместить утерянные экспонаты невозможно. Копия – это копия, а не оригинал. 

– Во время эвакуации я находился в Центре. В первый день было вынесено более 150 экспонатов, примерно столько же во второй день. Мы уверены, что большая часть хранящихся на реставрации объектов не пострадала. Сейчас все, что сумели сохранить, находится в фондах разных музеев Москвы. По закону, через месяц центр нам должен представить документы, какие экспонаты пострадали, – сообщил «КР» Еврад Цовян, начальник отдела государственного контроля за сохранением культурных ценностей Росохранкультуры. 

Самые большие проблемы, по словам специалистов-музейщиков, возникнут у центра с частными лицами. Если российским музеям при утрате экспонатов придется только посочувствовать, то владельцам, сдавшим свои раритеты на экспертизу, придется выплачивать огромные деньги. 

Наталья Колбина

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе