Длинные формы

Культура чтения в эру цифровой журналистики.
Мы живем в мире постоянно увеличивающихся скоростей, и становление пресловутого клипового мышления — уже не просто миф из далекого будущего, а совершающийся на наших глазах процесс. 
niemanlab.org


Лонгриды — одна из возможностей противостоять этому процессу, новая цифровая реальность, объединившая текст и мультимедиа в единое целое.

Ни для кого не секрет, что длинные, аналитические статьи постепенно теряют свою привлекательность: куда чаще мы обращаемся к ленте новостей или просматриваем короткие заметки на таблоидах, предпочитая не понимать, а быть в курсе. Изменилась и подача информации: в условиях, когда на первый план почти для любого издания выходят новости, борьба идет уже не столько за качество, сколько за скорость.

Сейчас один из немногих способов поддержать интерес к крупным формам — задействовать возможности современных технологий и создать такой материал, где наравне с крупным текстовым блоком будут выступать и мультимедийные составляющие. Журналистика длинных форм (от англ. Long form) позволяет читателю не только оценить событие со всех сторон и получить исчерпывающую информацию, но, что еще интереснее, подаёт её в разных форматах, будь то фотографии, видео, аудио, инфографика или даже 3D.

Лонгриды стали серьезным противопоставлением информационному фаст-фуду: в их основе лежит длинный текст, рассчитанный на долгое, серьезное чтение. Один из базовых принципов построения лонгридов — история, которая разворачивается во времени. Пробежать ее «по верхам», обратив внимание только на начало и конец, не получится: чтение в таком случае сродни просмотру начала и конца фильма, когда сюжет, герои и события остаются не увиденными.



С чего все начиналось

А началось все в далеком уже 2012 году, когда целая команда журналистов из The New York Times сделала по тем временам совершенно невероятный материал. Назывался он Snowfall: The Avalanche at Tunnel Creek («Снегопад: лавина в проходе Крик») и был посвящен группе горнолыжников, совершивших поход в Каскадные горы в США. При подъеме их застала лавина, из-за которой несколько человек погибли.



Казалось бы, тема не выдающаяся. Уже давно отгремела самая страшная из всех войн с миллионами погибших, мир пережил ядерную бомбу, холодную войну, распад СССР, десятки цунами и сотни ураганов. Пережил он тысячи восхождений и походов — к концу 2010 года один Эверест забрал около 200 жизней.

Тем не менее именно этот материал смог рассказать целую историю, создать журналистский текст нового формата, без старых клишированных и порядком поднадоевших фраз, рассчитанных на предельную краткость. В ход пошли красочные описания февральских дней, появился обширный, чуть ли не в целую статью, бэкграунд. Поскольку материал размещался на отдельном ресурсе, постоянно мельтешащая и отвлекающая от чтения реклама не раздражала глаз, а поисковик сбоку не предлагал выбрать еще 10-20 статей, которые читателю «могли бы быть интересны». На помощь журналистам пришли веб-дизайнеры: только на первую крупную заставку со снежной пустыней и стелющимся по земле снегом можно смотреть как на язычки пламени — практически вечно.

Видео, аудио, графика, фото-галереи позволили читателю ощутить так называемый «эффект присутствия» и, что особенно ценно, не отвлекали от чтения. Органично сверстанные материалы делили текст там, где это было логически необходимо; читатель видел перед собой графические схемы метеорологических изменений, интерактивную карту, путь, пройденный горнолыжниками. Форматы СМИ очень различаются между собой именно за счет того, что по-разному показывают материал. Здесь же, в этом стройном мультимедийном оркестре, читатель смог оценить все возможности разных медиа, увидев нечто вроде разделенного на кусочки фильма.

Но и это еще не все. Фактически, ко многим материалам в 2012 году уже были подверстаны и видео, и фотографии. The New York Times не просто объединил все это в одном месте: благодаря эффектам, до этого использующимся только в видеоиграх, все составляющие лонгрида двигались с разной скоростью – что-то выступало на первый план, что-то оставалось в тени. Такой эффект впоследствии был назван «эффектом занавеса», или параллакс-эффектом.

К созданию этого проекта журналисты приложили просто титанические усилия: один только текст составил более 16 тысяч символов, что можно приравнять к пяти-шести полноценным статьям. Но девять месяцев непрерывной работы не пропали даром: уже через неделю материал насчитывал 3,5 миллионов просмотров. Было зафиксировано, что единовременно лонгрид читало около 22 тысяч человек, тратя на чтение около 12-20 минут.

Успех, конечно, феноменальный. В среде исследователей СМИ и журналистов Snowfall вызвал горячие споры: одни рассуждали о том, что NYT начал новую эру в цифровой журналистике, другие же находили материал бессмысленным: по их мнению, вникать в такой перегруженный текст читатель попросту не способен.

Теперь же, спустя три года, прошедших с момента публикации Snowfall, можно с уверенностью сказать: если не новая эра, то новая ступень, этап, страница в цифровой журналистике действительно появилась.

И, судя по всему, даже сумела найти свою аудиторию.



Нет предела совершенству

За последние три года лонгриды или, точнее, попытки их сделать стали неким «пунктиком» почти для каждого издания. Где-то журналисты пошли дальше, чем NYT: многие истории стали выглядеть более органично, появились большие встроенные панели с видео, которые подгружаются в определенный момент текста, не давая читателю обойти стороной видео-контент. Если на фоне Snowfall была лаконичная белая заставка, то теперь фон многих лонгридов создается из полноэкранных фотографий или даже видео. Параллакс-эффект тоже усовершенствовался: движение мультимедийного полотна осуществляется не только вверх и вниз, как это было раньше, но и в разные стороны, создавая эффект путешествия по истории. Отличным примером, демонстрирующим этот прием в действии, может служить лонгрид Cover Story: Daft Punk, созданный Pitchfork Media и посвященный жизни двух солистов всемирно известной музыкальной группы.



Сейчас в лонгридах стали использоваться не только фотографии. Спортивное издание ESPN выпустило лонгрид The Long, Strange Trip of Dock Ellis, о тяжелой трудовой жизни темнокожего бейсболиста. Отдельное спасибо нужно сказать создателям проекта за оригинальный подход: пригласив группу иллюстраторов, они поместили на боковую панель серию забавных шаржей.



Издание Victory Journal пошло еще дальше: в лонгриде La Gran Fuga нет ни одной фотографии, только иллюстрации. Иллюстрированы даже заглавные буквы — отсылка к большим детским книгам, где каждая сказка начиналась с изукрашенной вензелями прописной буквы.



Но The New York Times и здесь смогла превзойти последователей: в лонгриде Tomato Can Blues была сделана подборка из 3-d комиксов. Это детище посвящено истории 26-летнего спортсмена Чарльза Роуэна, приговоренного к 40 годам тюремного заключения за инсценировку собственной смерти, ограбление магазина и нанесение повреждений его хозяину. К слову, лонгрид состоит из 50 интервью с людьми, знавшими Чарльза.



В мультипликации есть особый жанр создания мультфильма из фотографий. Благодаря нему получается замедленное движение анимации. То, что сделал музыкальный журнал Pitchfork, лучше видеть своими глазами: в лонгриде Glitter in the Dark о британской певице Наташе Хан, известной также под псевдонимом Bat for Lashes, используется примерно такой же прием.



Вместе с прокручиванием мышки, или скроллингом, фотографии певицы тоже меняются. Из-за того, что это сделано на однородном сером фоне, а фотографии черно-белые, появляется ощущение движущейся фигурки: пока вы читаете текст, она прыгает, смеется и поворачивается.



Но если в Pitchfork фигурка Наташи Хан все же остается на одном месте, то американский рэпер Дэнни Браун в своем интервью изданию Complex … падает. Слева — текст, справа — облака, многоэтажки, автобусные остановки, долларовые бумажки. И даже тюрьма, в окошко которой виден пролетающий мимо Дэнни.



Когда даже падать в лонгриде стало мейнстримом, Pitchfork Media в лонгриде Let`s get smile заставило двух музыкантов из группы MGMT выглядывать из-за розово-голубых облачков, весело переглядываться и исчезать обратно. Фигурки музыкантов можно зафиксировать на одном месте, если не прокручивать мышкой текст: они, как и фигурки из предыдущих примеров, движутся строго вместе с текстовым блоком.



Но и это еще не конец. Новые инструменты нашла The Guardian: в статью NSA Files: Decoded о разоблачении Сноудена журналисты вставили самоиграющее видео. Казалось бы, уже старо и пресно, но не так всё просто: очистив фон видео от всего ненужного, они оставили портреты людей.

Да. Эти портреты говорят и смеются.



Изменилось время создания историй: вместе с развитием Интернета и технологических возможностей появились программы для генерирования такого формата, поэтому теперь создать свой шедевр можно даже в одиночку, причем работа над ним необязательно должна занимать несколько месяцев. Примером может служить лонгрид Designing in the Borderlands: его создатель, дизайнер и иллюстратор Франко Чимеро, сделал своеобразную электронную версию своей лекции в Гарварде.

Распространились и гайды по созданию «длинных форм»: например, в российской практике появился лонгрид от Всеволода Пули о том, как именно нужно делать лонгриды.




К слову о России

Несмотря на существующие инструкции по созданию мультимедийных историй, в России такого тематического, жанрового и технологического многообразия еще нет. Как правило, у нас лонгридами называются длинные тексты с подверстанными в удачных местах большими изображениями. Подобные материалы можно в избытке найти на The Village или Look at me.

В российской практике слово «лонгрид» вообще прижилось плохо: у нас куда предпочтительнее называть материалы с большим количеством интерактивного материала спецпроектами. Тройка лидеров по созданию таких спецпроектов — портал Lenta.ru, «Коммерсант» и ТАСС.

Лента, хоть и стоит на первом месте, лонгридов как таковых практически не выпускала: по большей части это были просто мультимедийные истории с большим количеством графики, видео, музыкальным рядом. Самое главное – длинный текст, однако он разбит по отдельным историям-страницам, и читатель может сам выбирать, какую из них ему открывать, а какую нет. Из-за этого эффект объемности, фильма, который нужно просмотреть полностью, а не отрывками, исчезает: это, скорее, отдельный журнал, посвященный одному событию. С интервью, репортажами, комментариями и статьями, многие из которых, как и в журнале, можно просто пролистать. Примеров немало: это и спецпроект «Поколение» , рассказывающий о уже взрослых детях, выросших за время президентства Путина, и «Дни затмения» — о распаде СССР, и «Страна, которой нет» — «коллективный портрет 15 республик». Подобным образом поступает и ТАСС: их спецпроекты «15 лет Путина: начало новой эры» и «900 дней жизни» выстроены по аналогичному принципу.

Спецпроект от Первого канала «Всем миром. Год спустя» , посвященный масштабному наводнению на Дальнем Востоке, сделан по форме лонгрида, однако текста там намного меньше, нежели мультимедийного контента.



По принципу западных лонгридов создан спецпроект от «Коммерсанта» «Земля отчуждения» . Проект рассказывает о катастрофе в Чернобыле, причем даже в этой, казалось бы, исчерпанной теме журналисты смогли найти нечто новое: кроме того, что в нем собраны все подробности трагедии 1986 года в хронологическом порядке, материал дополнен интервью с жителями, вернувшимися на место трагедии, фотографиями и мощным видеорядом. На создание этого лонгрида ушел не один день, а работали над ним целых 14 человек.



Второй подобный спецпроект «Коммерсанта» — «День, когда началась война» — посвящен хронике 22 июня 1941 года и включает в себя не только документы из архива или фотографии, но и интервью с еще оставшимися в живых очевидцами.

Порой качественные примеры российских лонгридов появляются на абсолютно неожиданных платформах: например, лонгрид от «Комсомольской правды» «Америка заколоченных небоскребов» . Родился он случайно: корреспонденты КП ездили по Америке, собирая материал, в итоге информации получилось так много, что пришла идея создать «свой Сноуфолл». Кстати, это отличный пример того, что для создания хорошего лонгрида совсем необязательны специальные навыки или большая команда: сжатые сроки, тройственный союз корреспондента, фотографа и верстальщика способен сделать даже пилотный проект на уровне.



Создавать лонгриды могут не только матерые журналисты, но даже простые издательства: «Новое литературное обозрение» умудрилось адаптировать книгу профессора истфака МГУ Аделаиды Сванидзе в лонгрид «Викинги, люди саги: жизнь и нравы» . Особенность его состоит в том, что читатель, узнав вкратце, кто же такие викинги и чем они занимались, может пойти по трем разным тематическим дорожкам, выбрав «дом», «море» или же «веру». Надо отметить, что графического контента в этом лонгриде немного, зато есть хороший текст и интересное цветовое решение: каждая из трех ветвей окрашена в свой оттенок, постепенно темнеющий по ходу чтения.



Достаточно большое количество лонгридов можно найти и на сайте украинского издания «Новое Время». Посвящены они исторической теме, интересным путешествиям, подведению итогов. Там же размещены лонгриды о ситуации в Украине, например, «Точка Возврата», «Вырвались из ада» или «Жизнь живых мишеней». Огромный плюс этих лонгридов в том, что они являются откликом на происходящие события, инфоповоды, а не переработкой какой-то крупной темы по архивным материалам.



Пойти на риск и создать

Все, кто когда-либо говорил о создании лонгрида, в первую очередь считают своим долгом предостеречь создателей от всевозможных ошибок. Чаще всего, после прочтения таких советов, хочется с сожалением закрыть статью и вкладки с облюбованными чудесами технологического прогресса, навсегда забыв о мечте сделать что-то подобное.

Первый этап в создании любого материала — это выбор темы. Многие отмечают, что в лонгрид хорошо ложится какая-то линейная история, хронологически протяженная во времени.

Второй пункт, который призван так или иначе отсеять тех, кто загорелся желанием попробовать свои силы — наличие яркого визуального фона, который во многих темах может отсутствовать. Да, лонгриды славятся своим мультимедийным контентом, который на деле привлекает больше, чем любой текст. Но, во-первых, в основе лонгрида лежит все-таки качественный текст, а интересные подходы — разделение материала на ветви, иллюстрации, фоновые решения и 3-d модели облекают его в совсем другую форму.

В целом, выбор темы ограничивается всего лишь двумя пунктами, звучащими кратко и емко: интересность и проблематика. Причем первый пункт относится не столько к аудитории, сколько к тому, насколько тема может заинтересовать создателя: любой лонгрид подразумевает долгое, серьезное и глубокое изучение тематического ряда. Сюда относятся и работа над проектом, и способность потратить время и силы на его создание, и поиск источников, и сложности технического исполнения. Только заинтересованность и желание не позволят сдаться на одном из этих этапов, оставив проект незавершенным. Второй же пункт позволит решить, насколько материал может быть воплощен в рамках лонгрида, стоит ли он того, действительно ли это та история, о которой нужно рассказывать именно в этом формате.

Здесь же необходимо решить, в каком жанре стоит писать: это может быть журналистское расследование, как, например, лонгрид The Dream Boat, прямая речь по примеру лонгрида «Наука своими руками», или даже обзор. Осуществимость последнего подтверждает лонгрид Xbox One. The Review. И, конечно, нужно собрать свою команду: корреспондент, фотограф, оператор, выпускающий редактор. Или совместить все эти должности в одном лице — как показано выше, прецеденты уже были. И какие!

Исследовав весь контент, созданный по выбранной теме во всех мультимедийных жанрах, можно приступать к сценарию лонгрида. Это отличная возможность почувствовать себя одновременно автором художественного произведения, сценаристом фильма или даже разработчиком видеоигры. Решить, в какой момент стоит удивить читателя, как и с помощью каких технологий сделать акцент, подумать, какой отклик вызовет аудио, в каком месте для полноты картины требуются мультимедиа — на все эти вопросы необходимо ответить именно на этапе планирования. Также необходимо выбрать программы, способные помочь в создании шедевра — например, parallax.js, Flash Player или Adobe muse, и, если лонгрид не будет опубликован на сайте того или иного издания, платформу для публикации: Tilda Publishing, Medium или же 1po.st.

Дальше — сбор материала, его обработка и воплощение задуманной идеи в жизнь.



О сказках и чувстве прекрасного

В мире скоростей журналистика давно превратилась в индустрию переработки фактов. Мы находимся в постоянном, непрерывном русле информации, вырваться из которого на деле очень сложно. Большинство статей не рассчитано на полное и всестороннее рассмотрение событий, красота неизвестных стран, космоса, сложные переплетения истории — все это превращается в сухой остаток из новостей или пространных терминологических исследований. Продираться сквозь них нет ни времени, ни желания.

Потому что время на самом деле стало очень ценным продуктом, который люди готовы тратить на что-нибудь действительно хорошее, интересное, увлекательное, что-то, что не забудется спустя три-четыре обезличенных статьи.

Это полузабытое чувство восхищения, когда ты еще маленький, а в руках у тебя — новая книга сказок с удивительным сюжетом, с иллюстрациями, похожими на произведение искусства. С заглавными буквами, переплетенными вензелем из цветов, и историями, которые хочется прочитать.

И когда ты открываешь ее — забывается все на свете, хочется снова и снова возвращаться и перечитывать.

Snowfall был создан три года назад. За это время его прочли несколько миллиардов людей. И каждый замирал на первой странице, рассматривая крупицы снега на бескрайней снежной пустыне.

Создать что-то, что заставит хотя бы одного человека на мгновение замереть среди бурлящего потока людей, цифр и слов и погрузиться в чтение с головой, написать тот материал, к которому вновь и вновь будут возвращаться, наконец-то не просто бегло предоставить факты, а сделать полноценное исследование интересным и увлекательным путешествием — ради такого опыта действительно стоит отдавать и время, и силы.

Главное — захотеть.
Автор
Надежда Ткачук, Ангелина Горбунова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе