Диктор Галина Марова

Этот голос можно смело назвать не только символом областного радио, но и одним из символов  Ярославля. Из дальних странствий возвратясь, включаешь радио, и только услышишь знакомый голос, сразу чувствуешь: я дома!

  Когда я позвонила диктору областного  радио Галине Васильевне Маровой и договорилась о встрече, она сказала :  «Приходите в Дом радио, с двенадцати часов у меня окно. »


Наша встреча и не могла состояться где-нибудь в другом месте, потому что Дом радио давным - давно стал для Галины Васильевны без преувеличения родным. Иногда диктор приходит сюда, когда еще нет и шести утра. Зимой протаптывает первой тропинку в снегу.

 – Когда я прихожу в Дом радио, то забываю все, что происходит за его стенами. Здесь я мысленно представляю себе ярославца, который очень ждет информацию, которую я ему сообщу. Некоторые говорят, зачем это Марова называет какое сегодня число и день недели. А это ведь по просьбе незрячих людей я говорю .

Отец

  Галина Васильевна – коренная ярославна, родной  ее дом  был на Перекопе,  до нашего времени,  он,  к сожалению, не сохранился. Как рассказывает Марова, родилась она на бабушкином сундуке, может быть поэтому до сих пор очень любит дом, вообще она домоседка по натуре. У отца Галины Васильевны, Василия Николаевича, которого она вспоминает с огромной нежностью и любовью, была очень трудная судьба, особенно тяжелы годы детства. Василия Николаевича, в день смерти его матери, отец глухой зимней ночью выгнал из дома. Приютил мальчика священник и у него он жил в подписках.  И только зимой Василий мог посещать церковно-приходскую школу.  Но когда отца Галины Васильевны спрашивали, какое у него образование, он с гордостью отвечал: «Четыре зимы церковно-приходской школы». И надо же было так повернуться кольцу судьбы. Спасая детей от бомбежек, мать Галины Васильевны попросила деда за деньги, за продукты приютить их.  Когда она приехала через месяц навестить детей, дед сказал, что отвез внучат в больницу, в Курбу. Но там их тоже не было.  Оказалось, что дед их буквально выгнал из дома и дети шли по деревням, пока не встретили  тетю Катю, первую любовь отца, и она забрала их к себе.

 Через много десятилетий как-то позвонила Галине Васильевне ее приятельница и  рассказала, что купила развалюху-школу под  дачу, пригласила посмотреть. Сердце сжалось у Галины Васильевны, когда  она увидела ту самую церковно-приходскую школу, в которой учился отец. Хотелось погладить бревна, прижаться к печке, казалось, что в этом здании витал добрый дух отца.

Воспитывалась Галина в рабочей семье, в которой было восемь детей, из которых четверо умерли. До сих пор Галина Васильевна помнит многие фразы,  наказы отца.  Он говорил ей : «Галинка, о здоровье общества суди по здоровью семьи. Из малого выводи целое». Многие советы отца помогают ей до сих пор в жизни, в работе.

Отец работал на железной дороге, жили небогато, и был у него всего один форменный костюм. Прежде чем выйти из дома он всегда тщательно приводил в порядок одежду, до блеска начищал обувь. И окружающие всегда говорили: « Василий Николаевич, как вы всегда хорошо одеты». С ним было приятно пройтись по городу, вспоминает дочь.

     Отец говорил – никогда ничего не проси. Попросишь раз – откажут, попросишь второй – откажут, и о тебе сложится впечатление как о попрошайке. У Галины Васильевны неприятие людей, живущих по типу приживалок, при ком-то, при чем-то. Никогда дочь не слышала от отца плохого слова, самое страшное ругательство было у него «японский городовой». Василий Николаевич был великий книгочей и любовь к литературе привил детям. У Галины Васильевны замечательная библиотека, и она очень хорошо знает литературу, цитирует и русских и зарубежных классиков.

Накликала судьбу

 Галина Васильевна вспоминает яркий солнечный день в своем далеком военном детстве. Комната была вся наполнена светом. Девочка осталась одна в доме, играла. И вдруг она услышала голос по радио, очень взволнованный.  Девочка интуитивно поняла, что случилось что-то страшное  и закричала.

     Уже после войны, когда Галина начала выступать в коллективе художественной самодеятельности, отец как-то сказал ей : «Вот ты,  наверное, голос свой развила, когда под объявление Левитаном войны жутко плакала, кричала.

  С Юрием Борисовичем Левитаном судьба свела Галину Васильевну сначала заочно, в детстве. А встретиться с ним удалось в начале шестидесятых годов в Ярославле. Однажды перед завершением сезона в театре имени Федора Волкова, Галина Васильевна вела на телевидении творческий вечер народного артиста Юрия Караева. Вела программу без написанного заранее текста. Как выразилась сама диктор, чтобы не выглядеть кукушкой, читающей по бумажке.  После передачи ей позвонил человек, представившийся : «Левитан». Галина Васильевна не удивилась, подумав, что это художник из театра по фамилии Левитан. Позвонивший сказал, что ему очень понравилось, как диктор провела программу.  Галина Васильевна поблагодарила : «Спасибо, вы так заинтересованно смотрели, ведь это артист из вашего театра». В ответ удивленный голос: « Наш ? А из какого он московского театра? Простите, вы наверное меня с кем-то перепутали. Я – Юрий Борисович Левитан».

Оказалось, что знаменитый диктор приехал в Ярославль проводить семинар  как раз в тот день, когда Галине  Маровой  надо было уезжать в Москву на сессию. Но все же ей удалось поговорить с Левитаном перед отъездом. Юрий Борисович дал ярославскому диктору несколько полезных советов, рекомендовал читать больше новостей и сказал : « Вы – диктор для новостей».  Юрий Борисович подумал сначала, что Галина Васильевна – актриса.

Года через два судьба вновь свела Марову со знаменитым диктором. Тогда Левитан поинтересовался, какая у Галины Васильевны творческая категория. А ей даже неудобно было говорить, что третья. Так сложилось, что начальство не особенно ее продвигало. Юрий Борисович посоветовал начитать различные материалы, стихи, рассказы и прислать запись в Москву, в квалификационную комиссию. Галина Васильевна так и сделала. Особенно запомнился ей один материал, который она тогда читала – о сельском трактористе Адольфе Лошадкине. Вскоре из Москвы пришел приказ о присвоении Галине Маровой первой творческой категории.

Профессия

Ярославский диктор очень трепетно относится к своей профессии, хотя и с грустью называет ее умирающей.  Галина Васильевна вздохнула : « Вы вполне можете назвать материал «интервью с мастодонтом». Она убеждена, что стала диктором только через десять лет после вхождения в профессию. А пришла на студию телевидения можно сказать случайно.  Впрочем, случайностей не бывает.

После школы Галина поступила в пединститут, но поскольку родителям трудно приходилось, решила пойти на завод и однажды сказала домашним :  «Завтра выхожу на работу».  Как-то встретила Галина свою одноклассницу Людмилу Новикову. Сейчас это известная актриса Людмила Охотникова.  Она в то время только что поступила в студию при театре Волкова. Галина тоже решила попробовать свои силы, но,  увы,  вступительные экзамены уже закончились. Знаменитый актер Сергей Ромоданов посоветовал девушке приходить на следующий год, а еще добавил, что вскоре открывается студия телевидения. Галина постеснялась спросить, где эта студия находится . И вот однажды работница завода -  эвакуированная ленинградка  Мария Игнатьевна сказала девушке о том, что объявлен конкурс дикторов телевидения. И Галина решила принять в нем участие . Желающих стать дикторами было немало. Дождавшись своей очереди , Галина предстала перед мужчиной в очках в толстой роговой оправе. Он строго так спросил: « Что будете читать?» А потом попросил произнести слова «Чайковский», «советский». Галина Васильевна произнесла интуитивно правильно – с редуцированным  «и».  Оказалось, что у нее от природы старомосковское произношение. Мужчина в очках – Леонид Петрович Денисенко вскоре возглавил студию телевидения. А Галина стала терпеливо ждать решения конкурсной комиссии.

И вот как-то приходит она с завода домой, а ей говорят: « А за тобой черный лимузин со студии телевидения приезжал». И вот Галина вновь на студии. Там ее попросили что-нибудь прочитать.  Она выбрала Маяковского «В порт горящий как расплавленное лето , разворачивался и входил товарищ Теодор Нетте». А после прочтения Галине сказали : «Завтра к девяти на работу, в студию телевидения».  И началась новая жизнь. Еще на прежнем месте Галина Васильевна не уволилась, трудовую книжку выслали через обком партии спустя несколько месяцев.

На телевидении показывали поначалу только фильмы, студийного эфира не было , и объявления к художественным фильмам Галина Васильевна читала на радио. Марова первой из дикторов вышла в эфир. Но справедливости ради она говорит, что было три первых диктора - Мария Маковецкая , Валентина Ткаченко и она.

Галине Маровой посчастливилось первой выйти в эфир  на официальном открытии студии телевидения, оборудование которой было смонтировано рабочими тормозного завода. Вспоминается забавный случай из той далекой студийной молодости. Как-то шла Галина Васильевна с маленькой бобышечкой пленки по улице Свободы и не заметила, что пленка раскрутилась и стелется по дороге. Оборачивается, а на бобышке-то почти ничего не осталось. Пришлось идти обратно и наматывать пленку. Тогда, в 1956 голу, магнитная пленка была в диковинку. Люди обходили ее на дороге, старались ненароком не наступить.

Самые добрые воспоминания остались у Галины Васильевны об одном из ее учителей - дикторе Наталье Александровне Толстовой. Она привозила на семинар специально для Маровой свои программы. Именно Наталья Александровна сказала Галине Васильевне  в 1966 году, что она стала диктором. Хотя учиться, конечно, приходится всю жизнь.

В партию Марова не вступала, к этой организации у нее двойственное отношение. С детства запомнились реабилитированные друзья отца. Однажды вызвал Галину Васильевну начальник и начал ее уговаривать вступить в партию, мол, если не вступишь , то отстранят от работы. Но Галина Васильевна не из робких, ответила резко: « отстранить от работы можете, если КЗОТ нарушу». Отец дал дочери совет: если из десяти коммунистов с пятью пойдешь в разведку, тогда вступай в партию. Галина выбрала только двоих.

Диктору приходилось часто сталкиваться в студии с секретарями обкома, райкомов. Иногда что-то им подсказывать. И они не стеснялись спросить. Напыщенность и чопорность, по наблюдениям Галины Васильевны, появилась у партийных работников  в последние годы правления Брежнева. Все по стенке, никого чтобы не коридоре не было– значит идет первый секретарь обкома Федор Иванович Лощенков.  Галине Маровой приходилось много раз вести передачи в прямом эфире с Лощенковым.  Она помнит, как он волновался, когда выступал сразу после назначения в Ярославль.

А сколько сменилось председателей комитета , редакторов. Назначал их обком. Один из начальников как-то сделал замечание Маровой на летучке, что она в объявлении фильма , поставленного по роману Льва Толстого « Воскресение» не добавила  такую фразу – по роману известного советского писателя.  Дело доходило даже до таких казусов. Среди руководителей комитета были , конечно, и талантливые, одаренные люди. Александр Васильевич Соколов, по мнению Маровой, сама справедливость и доброта. Галина Васильевна убеждена, что ничего бы не добилась в жизни, профессии, если бы не добрые люди, которые встречались на пути.

 С телевидения у Маровой осталась любовь к прямому эфиру. Из теперешних руководителей Галина Васильевна любит работать в эфире с мэром Виктором Волончунасом.  Галине Васильевне нравится, что он смело отвечает в эфире на все вопросы– и приятные,  и неприятные,  не откладывает их.  

Конечно, в практике диктора не обходится без ляпов.  А уж сколько журналистских ошибок пришлось выловить Галине Васильевне. Раньше зачастую обзор « Северного рабочего» состоял всего из нескольких строчек. И вот однажды диктор берет обзор и читает : «Сегодняшний номер полностью отведен под материалы военной сессии Верховного Совета». Конечно ,  Марова исправила военную на восьмую. И сколько еще подобных ошибок пришлось выловить.

Белов, Рубцов, Окуджава..

Жизнь диктора богата на различные встречи. На телевидении приходилось представлять вологодского, тогда еще неизвестного писателя Василия Белова, молодого поэта Николая Рубцова, прочитавшего свой « Букет».  Знаменитостей, с которыми приходилось встречаться Галине Васильевне, не перечесть. Когда клоун  Олег Попов готовил новую программу в ярославском цирке, его пригласили выступить на телевидении. Олег Попов рассказывал, как он в Италии выступал со своим номером с тарелками и зрители стали кидать ему на арену апельсины. И он стал ими жонглировать не хуже чем тарелками. Галина Васильевна пошутила, мол, вы бы для меня несколько апельсинчиков приберегли, в то время эти фрукты были для провинциалов в диковинку.

Запомнилась яркая встреча с Булатом Окуджавой. Правда, похоже, один из руководителей заставил размагнитить пленку с его песнями, размагнитили и запись полонеза Огинского.

Приходилось встречаться , работать с известными дикторами Центрального радио, телевидения – с Валентиной Леонтьевой , с Анной Шиловой,  Нонной  Бодровой.  Галину Васильевну приглашали работать и в Москве. Когда сделали пробу кто-то воскликнул : «Так это же вторая Анна Шилова!».

Что сейчас помогает в жизни диктору? Книги, свой дом в деревне. Галина Васильевна с удовольствием работает на земле. Каждую пятницу с апреля по октябрь с рюкзачком направляется из города в свою деревню, ставшую уже родной. Подумывали с мужем сократить посадки, но видимо этого не случится. Какая благодать, все овощи со своего огорода!

Помогает в жизни известная французская пословица – для спокойствия души – важно жить в своем возрасте. После того как ее услышала, Галина Марова перечитала « Кола Брюньона» Ромена Роллана, он стал ей более понятен, вообще французские характеры стали более понятны. Галине Васильевне нравится жить в своем возрасте.

Лариса Фабричникова.

1999 год

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе