Детская болезнь левизны: нонконформизм как модное оправдание безмыслию и бездеятельности

Конформизм – вещь малопочтенная, хуже конформизма – только нонконформизм.

За минувшие десятилетия мимо оторопевшей общественности промелькнуло столько прогрессивных нонконформистов, что в глазах уже рябит. Кто одевался в полувоенные френчи (почему-то проспиртованное руководство современного искусства любит имитировать военную форму), кто носил повязку через глаз (был такой художник, не помню фамилию), кто какал в музее (кажется, Бренер или Кулик), какой-то авангардист (не помню имени) делал вид, что читал Карла Маркса, а другой (тоже не помню имени) выпускал журнал под названием «Радек». Могу что-то спутать – их было очень много, отважных и бурных, и все называли себя «левыми».

Здесь и анархисты, и националисты, и троцкисты, и садисты, и эсеры, и авангардисты, и национал-большевики – и всё это вместе создаёт плотную завесу глупости.

Нонконформизм – это питомник богемной молодёжи. В годы советской власти большинство нонконформистов были фарцовщиками (сегодня стали директорами банков), и были ещё бродскоориентированные умственно парализованные юноши – этакое среднеарифметиеское опенспейовское ничтожество (эти пошли в колумнисты). Все нонконформисты давно стали конформистами – по той элементарной причине, что собственных мыслей сроду не имели. Так бывает со всяким нонконформизмом – хоть антисоветского, хоть антибуржуазного толка.

Особенность сегодняшнего времени в том, что антисоциалистический нонконформизм (бродскообразный, циничный и кокетливый) сменился на антикапиталистический нонконформизм (задиристый и тоже кокетливый). Бродскообразные юноши делали вид, что читали классические книжки, корешки которых видели в библиотеках; антикапиталистическая молодёжь ссылается на Маркса, который столь же им неведом, как Бродскому был неведом Фома Аквинский, на коего он ссылался.

Они и неплохо: пусть говорят про книжки! Всё лучше, чем нюхать клей и кошек мучать.

Но с той же неумолимой логикой, с какой бродскообразный кокетливый нонконформизм разрушил всё хорошее, что было в демократическом движении, современный антикапиталистический нонкоформизм сведёт к заурядной салонной глупости социалистическую идею.

На самом деле, никакого «лево-право» в истории мысли вовсе не существует, а чтение Маркса не даст никаких результатов вне систематических занятий. Марксизм (или социализм, коммунизм и т.п.) не имеет смысла вне занятий историей и философией – это не погромная идеология, а обыкновенная научная дисциплина, изучение её исключает резвость. Собственно, плоды резвости мы уже однажды наблюдали.

Нонконформизм – не цель, не образец для подражания; это всего лишь индульгенция, какую берёт подрастающее поколение конформистов, это инвестиция в привычное ничегонеделанье. Быть нонконформистом – значит уклониться от реальных дел.

В своё время Карл Маркс выставил из дома Поля Лафарга, когда узнал, что тот не читал «Дон Кихота» в оригинале – а как в таком случае заниматься революционной деятельностью?

Максим Кантор, Писатель, художник

Родился в Москве в 1957 году. Автор романов «Учебник рисования», «В ту сторону», «Советы одинокого курильщика» (2010), «Красный свет». Художественные полотна автора выставляются во многих музеях мира, включая Треьяковскую галарею, Русский музей, Британски музей, Берлинскую Национальную галерею.

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе