Андрей Кончаловский: «Не сравнивайте меня с братом. Сравнивайте с Бертолуччи!»

Формат мероприятия: вопрос-ответ. Знаменитый режиссер с одинаковой легкостью отвечал как на серьезные вопросы, так и на полушутливые. А тон встрече, которая началась с небольшой задержкой, задала первая же реплика Андрея Сергеевича: «Спасибо за терпение. Я надеялся, что за те 20 минут, на которые я опоздал, уйдут все, кому некогда». «МК» публикует самые интересные ответы режиссера. 

— Кто такой художник? 

— Художник прежде всего живущее существо, которое как-то оценивает себя в мире других живых существ. По тому, как он относится к себе, к другим и к жизни видно из фильмов, которые он снимает или спектаклей, которые он ставит. Толстой не только потому стал великим писателем, что был талантливым человеком, но и потому, что имел очень явное представление о том, что главное в жизни. У разных художников был свой ответ этот вопрос. Толстой говорил – разум. Достоевский – бог. А Чехов говорил – не знаю. Поэтому один из писателей как-то сказал: «Если Толстой и Достоевский – Дон Кихоты русской литературы, то Чехов – ее Гамлет». 


— Что для вас самое интересное в вашей работе? 

— Собирать материал для роли, для сценария, для. То, что называется «записные книжки». Такие были и у Чехова, и у Толстого, и у Достоевского. В компьютер нельзя это заносить, потому что в нем есть кнопка «Delete» («Удалить» - Н.К.), которая меняет все в жизни. На бумаге такое, слава богу, не сделаешь. 

— Не считаете ли вы, что немного опоздали со своим фильмом «Глянец»? 

— Нет тем актуальных и неактуальных. Есть хорошее и плохое кино. Любая тема может волновать. Скажу честно, «Глянец» будут цитировать и вспоминать много лет. Эта картина не только не опоздала, она даже вышла несколько раньше, чем нужно. Я вижу, сначала ее все ругали, а потом начали цитировать. Там есть две цитаты, которые для меня очень важны. Первая: «Умные люди не читают глянцевые журналы, они их делают». И вторая: «Что нельзя продать, то не искусство». Это очень точно выражает ту губительную философию, по которой мы сегодня живем. 

— Можно ли стать режиссером большого кино, снимать клипы? 

— Вряд ли. Ведь что такое MTV, где крутится большинство таких клипов? Понос образов. А поскольку это диарея, она не имеет ни начала, ни конца. Это и есть клип. Как вы понимаете, никакого отношения к кино это не имеет. 

— Как вам кажется, есть ли у вас что-то общее как у режиссера с Никитой Сергеевичем? 

—Почему вы меня все время сравниваете с Никитой Сергеевичем? То, что мы одноутробные братья, еще ничего не значит. Сравнивайте меня с Бертолуччи. 

— Что не хватает режиссерам, чтобы стать мастером? 

— У Чехова спросили, что не хватает русскому человеку? Он ответил - желания желать. Это очень важно. Оно возникает у каждого человека, и в такой момент он понимает, что он должен делать. Часто это иллюзия понимая, но это не важно. Главное, что есть энергия. Как говорил Толстой – энергия заблуждения. Потом вы выясните результат. Попал? Или – мимо? Нет такой вещи как неудача. Только понимание, что ты неправильно выполнил задачу. Даже если эта задача – жениться. 

— Какая главная цель режиссера? 

— Как и в любой другой профессии - стать лучше других. 

— Ваше любимое место на земле? 

— То, где я работаю в данный момент. 

— Что вы думаете о режиссере Егоре Кончаловском? 

— Он талантливый человек, но пока не понял, где его талант. 

— Что самое важное в актерской игре? 

— Нужно понимать - иногда важнее крупного плана лица актера его спина. Жаль, что никому из артистов не придет в голову самому предложить снять его со спины. У меня раньше была иллюзия, что главное в актерской игре – слезы. И выбивал их из артистов всеми правдами и неправдами. А потом понял: главное, чтобы плакали в зале. 

Я как-то отдыхал в Крыму и хотел познакомиться с какой-нибудь девушкой. Увидел афишу – в местном кинотеатре показывают кино. Моего «Дядю Ваню». Кинотеатр стоял в сарае где-то на горе. Вхожу туда, а там моя картина идет вверх ногами, и весь зал хохочет. Я бегом к киномеханику ругаться, а он говорит: «Меня попросили перевернуть, а то так слишком скучно смотреть». Так я понял, что в этом зале себе подругу на найду. Конечно, в любом произведении есть немного скуки, а когда скуки становится слишком много, оно становится культовым. И все же очень важно, чтобы зритель смеялся и плакал в тех местах, где это делал и ты. 

— Что такое чудо для вас? 

— Я же не гуру, чтобы отвечать на такие вопросы. (Улыбается.) Мне тогда нужно бороду отрастить и сесть в позу лотоса. Но я действительно много об этом думал. Любое произведение большого искусства несет в себе элемент чуда. В чем оно выражается, нельзя сказать. Точно, что должна быть тайна, иначе это уже не чудо. В музыке легче всего говорить о чуде, потому что она сама по себе тайна. А в вещах более приземленных, как кино и литература, об этом рассуждать сложнее. Лично я думаю, что когда есть красота, есть и тайна. Чудо же в обычной жизни - это добро. 

— Почему в последнее время так мало снимают экранизаций классической литературы? 

—Денег нужно много на это. 

—Какое ваше самое большое увлечение? 

—Учиться самому и учить своих детей.  

Никита Карцев

Московский комсомолец
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе