Абырвалг — пища для ума

Журналист Светлана Наборщикова — о роли литературы в воспитании общества.
Есть в Новосибирске образовательный проект «Литпросвет». Действуют его участники совместно с кафедрой филологии Новосибирского университета, целью своей полагают приобщение школьников и студентов к великой литературе. 
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев


Регулярно  литпросветчики устраивают тесты для своих подопечных, во время которых опросили 10 тыс. человек, и вот какие результаты получили. 

Самым крепким орешком оказался роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — участникам предложили воспроизвести заключительную фразу из монолога Татьяны Лариной. Только треть школьников (36%) и студентов (31%) смогли процитировать знаменитое «Но я другому отдана, я буду век ему верна». Чуть больше половины опрошенных правильно объяснили значение слова «абырвалг» в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце», вспомнили, что Наташа Ростова вышла замуж за Пьера Безухова и родила ему четверых детей, а также верно описали эпизод рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», в котором рядовой Соколов в ответ на предложение выпить и закусить за свою погибель пьет, но от еды отказывается. 18% затруднились с ответом, в какую сторону шел кот у лукоморья, когда заводил песнь. 9% не знали, кого убил Раскольников. 

Самым простым стал вопрос о профессии Сони Мармеладовой из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Род занятий этой героини назвали 80% респондентов. Но это не показательная победа. Только 6% школьников и 3% студентов правильно ответили на все 15 вопросов несложного теста, хотя проходили его те, кто еще изучает курс литературы в школе, и те, кто совсем недавно его завершил.

«Ну и что? — возразят мне. — Знание литературы не исчерпывается механическим запоминанием фактов, имен и цитат. Пусть юные читатели рассуждают, что такое смысл любви, жизни, успеха, творчества. Вот о чем литература, а не о «Главрыбе». Всё так, собственное мнение ценнее любого факта, но чтобы иметь его, необходимо знать и понимать литературные тексты. Проще говоря, надо прочесть книгу и задуматься. 

Наши дети и так читают, скажут оппоненты. И опять не поспоришь. Действительно, читают, но что? Интернет забит графоманскими сайтами, многие думают, что это и есть литература. Лишь единицы, получившие прививку изящной словесности в раннем детстве, знают, чем литература высоких смыслов отличается от так называемых ПИПов — писательских проектов. И почему в школе изучают Пушкина и Гоголя, а не Донцову и Акунина.

Недавно появился в нашей стране документ, казалось бы, призванный помочь в решении этой проблемы. Речь идет о концепции Программы поддержки юношеского и детского чтения, разработанной Минкомсвязи и Роспечатью с участием ведущих экспертов в области образования, культуры, литературы, издательского и библиотечного дела. Заработать она должна в 2018-м, результаты ожидаются к 2026-му. Там много чего прописано хорошего и полезного — про семейное чтение, индивидуальный подход, книжную навигацию... Нет только пункта о классической литературе и ее популяризации среди подрастающего поколения. 

Но если отсутствует специальная строка, не будет и адресно выделенных средств. А они ох как нужны — на хорошие учебники, на поощрение болеющих за свое дело учителей- словесников и самое основное — на умную просветительскую пропаганду. Потому что главное, что мы сегодня потеряли, — литературу как средство воспитания общества.

Как пропагандировать классическую литературу? Например, как тот же новосибирский «Литпросвет», сыгравший на юношеской тяге к моде. «Читать классические произведения — модно», — провозгласили в Новосибирске и запустили акцию  «Литературно подкован», охватившую библиотеки, книжные магазины, лофты, кафе. Форматы разные: квесты, дебаты, экскурсии, шоу — все на темы высокой литературы. Чтобы приобщившись к данным мероприятиям, человек сказал себе: это интересно, пойду читать классику. Лучшей пищи для пытливого ума еще не придумано. 


Автор — редактор отдела культуры газеты «Известия», доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского
Автор
Светлана Наборщикова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе