Все по-настоящему

Владимир Тихомиров: исторические реконструкции как смысл жизни и основа бизнеса

Еще совсем недавно увлеченность историческими реконструкциями воспринималась у нас как экзотика. Но сегодня выясняется, что это уже не так: в процесс погружены тысячи людей по всей стране, необычное хобби заставляет не только тратить, но и зарабатывать деньги — возникла целая индустрия, которая обеспечивает постоянно растущий спрос. 

 В конце июня в Москве был установлен рекорд: в Международном фестивале "Времена и Эпохи" приняли участие 222 тысячи человек, а Россия вошла в число мировых лидеров по проведению подобных мероприятий. Феномен изучал "Огонек". 

Три богатыря на рыцарском турнире: Павел Калинков из Минска, Дитмар (Дмитрий Савченко) из Москвы и Морган (Андрей Камин) из Санкт-Петербурга

Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ

Многотысячная толпа на поле музея-заповедника "Коломенское" ахнула и взорвалась овациями, когда лорд Дитмар после конной сшибки с рыцарем Йорамом ван Эссеном вдруг картинно выронил копье и упал на шею лошади. Казалось, еще чуть-чуть — и лорд свалится на землю, но жесткие крепления рыцарского седла надежно блокировали ноги седока. А публика все хлопала: надо же, какая игра!

Первым заметил неладное оруженосец Паша: из-под сверкающих пластин доспехов стала сочиться кровь.

Лошадь с седоком тут же подвели к специальной скамеечке, и Пашка бросился лихорадочно расстегивать ремни и пряжки, с помощью которых стальной рыцарский шлем намертво крепился к кирасе.

— Дима, ответь, ты жив? Живой?

Наконец, шлем упал на землю, и Дитмара, в миру Дмитрия Савченко, потерявшего сознание от боли, осторожно вытащили из седла. Оказалось, обломок копья ван Эссена, отскочив от щита, ударил Дитмара в бедро — как раз в просвет между железными пластинами. Тут же позвали врачей — у арены ристалища стояла дежурная бригада скорой.

— Ну вот, а вы говорите, что мы здесь маскарадом занимаемся,— повернулся ко мне один из средневековых лучников.— У нас здесь все серьезно.

В лагере древнерусских воинов зрителям устраивали полное "погружение" в эпоху Средневековья

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Забава молодых

Жанру исторической реконструкции примерно столько же лет, сколько и самой истории. Цитируя историка Николая Дамасского, ритор Атеней утверждал, что этруски, придумавшие гладиаторские бои, на самом деле лишь разыгрывали военные сюжеты из своей истории. Римляне развили это искусство до недосягаемых высот. К примеру, император Проб в III веке н.э., празднуя юбилей восшествия на римский престол Августа Октавиана, устроил в центре Рима грандиозную реконструкцию завоевания Германии — по масштабам этого действа ничего подобного в истории не было и уже, наверное, не будет. По приказу императора солдаты высадили на улицах Рима вокруг Колизея тысячи деревьев, чтобы все было, как в "дикой Германии". Потом в этот искусственный "лес" было выпущено 1000 серн и 1000 оленят, причем любой из зрителей мог охотиться с луком на животных. Сражения шли несколько дней подряд: солдаты-римляне и германцы шаг за шагом реконструировали всю историю блистательных походов Августа до самой Эльбы.

В Средневековье такие исторические реконструкции стали проводиться на рыцарских турнирах, которые устраивались в европейских городах практически каждую неделю. И, перед тем как бронированные бойцы выходили на ристалище, толпы солдат и простолюдинов разыгрывали исторические битвы. Как писал английский хронист Роджер Хоуден, "рыцарь не может блистать на войне, ежели он не подготовился к ней на турнирах". И эта подготовка включала в себя не только умение выбить врага из седла, но и знание основ стратегии и тактики в бою, которые постигались молодыми аристократами в ходе таких исторических "уроков".

Уже в новое время историческая реконструкция стала модным развлечением: например, в 1687 году английский король Яков II, желая сделать подарок своему незаконнорожденному сыну Джеймсу Фитцджеймсу, герцогу Бервику, разыграл под Лондоном штурм крепости Будапешт, где его отпрыск сражался против турецких янычар. В Российской империи тоже любили показывать публике эпизоды былых войн, особенно же популярны были такие театрализованные представления в 1913 году, когда отмечали 300-летие дома Романовых. Эту традицию переняли и большевики, которые в 20-х годах довольно часто проводили целые спектакли, в основном имитирующие революционные события.

К середине прошлого века реконструировать стали и сами рыцарские турниры — первый был устроен в Гастингсе, на месте знаменитой битвы между нормандцами и англосаксами. Затем турнир был устроен в деревне Эдвинстоу под Ноттингемом — на месте Шервудского леса, где жил Робин Гуд. Вскоре клубы любителей-историков стали возникать по всей Европе, и постепенно историческая реконструкция превратилась в настоящую индустрию развлечений для уставших от современности горожан.

— Некоторые граждане ошибочно полагают, что реконструкция — это "игра в войнушку",— говорит Игорь Мельников, редактор сайта "Историческая правда", посвященного вопросам реконструкции.— Все не так примитивно. Для того чтобы быть допущенным к какому-либо мероприятию, человеку нужно экипироваться в духе времени и досконально знать историю того периода, о котором идет речь. Безусловно, "реконструкторское счастье" стоит больших денег, и история сегодня стала одним из самых дорогих хобби. Сейчас на фанатов этого досуга работает большое количество различных фирм и компаний, которые шьют форму, делают снаряжение, макеты оружия и т.п. К примеру, чтобы собрать и обмундировать пехотинца времен Второй мировой войны, нужно отдать не менее 1000 долларов. И это без учета макетов оружия, которые стоят очень дорого.

Зрители могли опробовать на себе и некоторые орудия пыток

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Одеть средневекового воина стоит еще дороже.

— Комплекс латных доспехов стоит, начиная от 3 тысяч долларов,— говорит Павел Калинков, руководитель конно-исторического клуба "Золотая шпора" из Минска, завоевавший на фестивале "Времена и эпохи" титул победителя рыцарского турнира.— Но это самый простой доспех. Более качественный стоит от 10 тысяч долларов. Но для рыцаря вопрос не в цене — например, я ношу латы рыцаря Великого княжества Литовского и Русского, который мы с моим другом-кузнецом выковали своими руками.

Действительно, настоящий рыцарь не может выступать в покупных латах: к примеру, рыцарь Йорам ван Эссен из Голландии за несколько лет работы воспроизвел вплоть до винтика доспех барона Петера Метенье, бургграфа города Брюгге XV века.

Вообще, любой реконструктор начинает морщиться, когда речь заходит о деньгах, потому что деньгами это хобби измерить просто нельзя. Например, в прошлом году весь игровой мир потрясла новость, что некий реконструктор из США приобрел за 3,8 млн евро настоящий доспех XV века, принадлежавший некогда знаменитому барону-разбойнику Кунцу Шотту фон Хеллингену. Причем драгоценный костюм барона не стал пылиться в кладовке — как выяснилось, латы понадобились миллионеру для того, чтобы поразить жюри на очередном рыцарском турнире. И ради внимания прекрасных дам никаких денег не жалко. А какими деньгами можно оценить годы изматывающих тренировок?

— Я годами готовился к участию в турнирах,— говорит Павел Калинков.— Рыцарю нужна серьезная физическая подготовка, уроки по фехтованию и бою с холодным оружием, но самое главное — это подготовка наездника. Вообще, доспех, оружие, сила — все это для рыцаря не главное...

— А что же главное? Тактика?

— Главное — лошадь. Нормальная лошадь никогда не пойдет туда, где идет драка и слышен лязг железа. Поэтому рыцарского коня надо готовить годами, тренируя самых азартных и самых боевых лошадей. В свое время я понял, что у меня ничего не получится на чужой лошади. И тогда я завел свою конюшню, которая и помогает мне заниматься моим любимым хобби. Вернее, это хобби стало моей жизнью, а для дополнительного заработка я занимаюсь еще двумя эпохами: устраиваю для туристов "погружение" в период наполеоновских войн и реконструкции на тему покорения Дикого Запада.

На самообеспечении находятся и другие современные рыцари. Например, Йорам ван Эссен делает лучшие в Европе седла для верховой езды и содержит школу для рыцарей, его коллега Петер Элленгсен — настоящий ветеран, принимавший участие в 350 рыцарских турнирах,— владеет компанией по подготовке лошадей и каскадеров для съемок в кино. Дмитрий "Дюшейрон" Петухов и его друзья из питерского клуба "Кавалерийское братство" держат свою конюшню и организуют исторические праздники для туристов.

Средневековая контр-террористическая операция "освобождение наложниц"

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Ручная экономика

Неудивительно, что клубы любителей военной истории обросли сопутствующей индустрией — от производителей оружия до кустарей-портных и ремесленников, работающих по средневековым технологиям. Самое зримое воплощение этой индустрии — "Средневековые ярмарки", которые, начиная с начала 90-х, проходят буквально в каждом европейском городке — от финского Турку до испанской Ибицы. Популярны "Средневековые ярмарки" и в США, и в Латинской Америке, и даже в Индии и Китае. Буквально за считаные годы сформировался календарь таких ярмарок, и современный ремесленник может, переезжая из города в город, целый год кочевать с одной ярмарки на другую.

"Мода на продукцию ручной работы привела к возрождению в Германии средневековой цеховой культуры,— объясняет Марта Хаген, автор книги Meisterbetrieb (этот немецкий термин означает "дело мастера, прошедшего обучение по всем канонам мастера у настоящего мастера").— Молодые люди, желающие стать мебельщиками или ювелирами, должны сначала 4 года отработать подмастерьем у цехового мастера. Затем наступает второй этап обучения — "запретный круг": подмастерье должен путешествовать по всему миру, не приближаясь к родному дому ближе чем на день пути, то есть на 50 километров. И подмастерья, облаченные по традиции в шляпы, белые сорочки и жилетки, ходят по разным городам и просят работы. Старинные германские законы предписывают: если подмастерье вечером постучится в дом мастера его цеха, хозяева должны дать ему еды и ночлег, а на следующий день — дать работы, чтобы он еду отработал".

В России, понятное дело, о таких традициях ничего не слышали, хотя попытки сделать свой аналог "Средневековой ярмарки" предпринимались не раз — в Калининграде, Выборге, Санкт-Петербурге и Москве.

Нынешний фестиваль "Времена и эпохи", прошедший в Московском музее-заповеднике "Коломенское" уже в третий раз, оказался самой удачной попыткой сделать "все, как в Европе". И даже лучше. В этом году фестиваль посетили 2067 реконструкторов из 25 стран и 111 исторических клубов, от Китая и США до Норвегии и Мальты. Кроме того, в Москве впервые прошел настоящий рыцарский турнир, собравший лучших европейских бойцов. Что касается числа зрителей, то в этом году, как заявил и.о. председателя Москомтуризма Сергей Шпилько, фестиваль посетило 222 тысячи человек. И данный факт автоматически перевел "Времена и эпохи" в число самых заметных исторических мероприятий Европы и мира (для сравнения: "Средневековую ярмарку" в Турку посещают 20 тысяч туристов и финны считают это очень хорошим результатом).

Древнерусские доспехи: дешево и практично

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Особенно гостей поразило то, что российские власти разрешили "путешественникам во времени" жить в шатрах на территории музея-заповедника "Коломенское", что многим бойцам облегчило жизнь: согласитесь, трудно представить, как отряд копейщиков с алебардами наперевес штурмует вагоны метро в час пик.

— Российские организаторы очень хорошо поработали,— уверен почетный гость фестиваля Арне Коэтс из Германии, хозяин и организатор культового европейского турнира The Grand Tournament of Sankt-Wendel.— Они предусмотрели тысячи мелочей, от обеспечения еды до быстрой уборки мусора, и сработали очень грамотно.

— Могут ли подобные исторические забавы приносить ощутимый доход городу?

— Проведение средневековых фестивалей может быть очень выгодно, но тут все дело в организации и в размахе подготовки. Если вы проводите турнир средней руки, то решающее значение имеет погода: если будет дождь, то зрители и участники просто разбегутся. Но если вы проводите что-то по-настоящему грандиозное, то никакая непогода вам не помешает. И здесь очень важно желание городских властей идти навстречу любителям истории. Я это ощутил во время подготовки фестиваля в Санк-Венделе, приуроченном к 500-летию визита в этот город императора Максимилиана. Мне разрешили делать все, что только позволяла моя фантазия.

Между тем организаторы фестиваля (а это Москомтуризм и частная компания — агентство старинных развлечений "Ратоборцы") уже строят планы на следующий год. Как заявила Анастасия Боровских, одна из директоров оргкомитета, в следующем году фестиваль будет посвящен дореволюционной России накануне Первой мировой войны.

Владимир Тихомиров

Kоммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе