Уголки России: Волга — главная улица страны

Путешествовать по стране можно по-разному. Например, на поезде — неделя от Москвы до Владивостока. Или на самолете. Но самый комфортный способ путешествия — на теплоходе по Волге. Глядя с верхней палубы на заросший лесом бесконечный берег, где, кажется, не ступала нога человека, понимаешь, насколько Россия — огромная страна, аж дух захватывает.

В России много больших и красивых рек — Обь, Иртыш, Ангара. Но самая главная река — это, конечно, Волга. Ее протяженность почти 3700 километров (самая большая в Европе), а ширина в некоторых местах достигает двух километров. Когда-то Волгу называли главной улицей России, поскольку долгое время водный путь был самым удобным способом перевозки товаров. Неслучайно вдоль Волги выросло столько богатых и красивых городов. И сегодня во время путешествия навстречу то и дело попадаются тяжело груженные баржи, перевозящие лес, зерно, уголь или строительные материалы.

Но все же главные "участники дорожного движения" на реке это круизные теплоходы. Интересно, что тип комфортабельного пассажирского судна для путешествия по реке был создан в XIX веке именно на Волжских верфях. С тех пор они почти не изменились — настолько удачной оказалась модель.


Как правило, такой теплоход вмещает около 200 пассажиров, у него четыре палубы, на которых расположены каюты 1-го, 2-го класса и люкс. В каждой каюте есть все необходимые удобства, и отличаются они друг от друга только размерами. Также на борту есть ресторан, несколько баров, кинозал и тренажерный зал.


Конечно, по количеству предлагаемых услуг речным теплоходам далеко до океанских лайнеров. Но им это и ни к чему. Несколько часов перехода, во время которого можно любоваться красивыми берегами, сидя в шезлонге на верхней палубе, и вы в очередном портовом городе. Так что скучать особо некогда. К тому же, организаторы круизов пытаются и эти несколько часов свободного времени заполнить чем-нибудь интересным. Например, читают лекции по истории России или устраивают кулинарные мастер-классы по русской и иностранной кухне. Неслучайно круизы по Волге пользуются большим спросом у иностранных туристов, особенно представителей университетской среды.


Для большинства туристов, прибывающих в Россию, путешествие по Волге начинается прямо из Москвы. Когда-то столица не имела никакого отношения к этой реке, поскольку их разделяло довольно большое расстояние. Но 74 года назад был прорыт канал Москва-Волга, благодаря чему город получил право гордо именоваться "Порт пяти морей".


Здание Речного вокзала — одно из достопримечательностей столицы. Оно было построено одновременно с каналом в 1937 году и представляет образец так называемой "сталинской" архитектуры. Здание выполнено в виде огромного корабля и украшено шпилем со звездой. ко входу в здание ведет широкая центральная лестница, а сам вход украшен майоликами, изображающими "Москву будущего" (с точки зрения 1937 года). Вокруг здания расположен большой красивый парк. И благодаря ему, а также набережной и открывающемуся с высокой лестницы вокзала речному простору, этот район Москвы в летнее время вдруг обретает неуловимый шарм южного города.

http://pravda-team.ru/pravda/image/photo/5/0/9/165509.jpeg

Закат на Волге


Идея соединить Москву-реку с Волгой возникла еще у Петра Первого. Но у него все силы ушли на создание северной столицы — Санкт-Петербурга. К тому же, в те годы уровень техники не позволял проводить большие земляные работы. В первой половине XIX века в идее строительства канала опять вернулись и даже прорыли 8,5 километра. На это ушло 20 лет. Всерьез за дело взялись большевики. Им на строительство канала (128 км)потребовалось чуть менее пяти лет. Правда, для такой ударной стройки пришлось привлечь заключенных ГУЛАГа — добровольцы здесь работать не хотели, слишком тяжелыми были условия труда.


С самого начала строительства канала его задумывали не только как крупное гидротехническое сооружение, но и как памятник эпохи социализма. Поэтому каждый его шлюз выглядит по-особому: украшен специально изготовленными скульптурами, барельефами. А все вместе они создают замечательный архитектурный ансамбль. Вообще, каждый проход теплохода через шлюз — это отдельное событие и даже можно сказать развлечение для пассажиров. Представьте, только что из окна каюты вы видели зеленый берег, и вдруг ваш корабль вместе с вами опускается куда-то чуть ли не в подземелье. Оказывается, таким образом он переходит на нужный уровень. Потом ворота шлюза открываются, и можно продолжать путешествие. Правда, когда процесс происходит ночью, приготовьтесь к тому, что вас, скорее всего, разбудят громкие крики, что-то вроде: "Левее! Еще чуть-чуть! Вы что, не поняли?" Это капитан пытается объяснить членам команды тонкости шлюзования.


Ярославль


Первый крупный город, который встретится на вашем пути, - это Ярославль. В 2010 году он отмечал 1000-летие со дня основания. И для своего возраста вполне неплохо сохранился — с учетом всех революций и перестроек. При царе в городе было 80 церквей. После большевиков осталось 40. И это, поверьте, немало. В центре города находится церковь Ильи-Пророка, покровителя города. Она построена в 1670 году, но сохранилась почти в первозданном виде. Ее невероятной красоты внутренняя роспись выглядит так, будто фрески только вчера нарисовали на стенах. Хотя за все прошедшие века их всего лишь два раза помыли — в 1902 году и в 1955.


Секрет такой невероятной стойкости — в уникальных красках. Из Венеции везли камень лазурит, который потом растирали в пудру и получали бирюзовый цвет. Зеленый добывали аналогичным образом из уральского малахита. Рисунок сначала процарапывали по штукатурке, а потом уже наносили краски. В советское время церковь хотели взорвать — она стояла как раз напротив здания, где размещалось руководство города. Но потом почему-то передумали и открыли музей атеизма. Теперь храм вновь действующий.


Центр города сплошь застроен старинными особняками и почти не изуродован современной архитектурой. В городе также очень красивая набережная, которую накануне юбилея тщательно отреставрировали. Летом в выходные дни весь город приходит сюда, чтобы погулять, покататься на велосипедах и роликах, прокат которых работает буквально на каждом шагу. Еще одна отличительная черта местной набережной — очень много женихов и невест. В выходной день встреч с ними избежать никому не удастся — многочисленные свадебные компании фотографируются на фоне Волги, просто прогуливаются. Кажется, что половина города женится.


Из местных сувениров стоит приобрести особые изразцы — керамическую плитку, которую изготавливают только здесь. Это местный художественный промысел. На плитке в виде барельефа изображены сказочные животные и символы древней Руси. Ее хорошо повесить куда-нибудь на стену в виде украшения.


Нижний Новгород


Из Москвы до Нижнего Новгорода на поезде можно доехать за четыре часа. Путешествие на теплоходе займет не меньше двух суток. Но оно того стоит. Вы увидите потрясающе красивое место, где Ока впадает в Волгу. И прямо на стрелке, где соединяются две реки, стоит храм Александра Невского, чей архитектурный стиль напоминает древневизантийские формы. От местного речного вокзала город резко поднимается вверх — на холм, где стоит Кремль, построенный в 1511 году. В отличие от московского Кремля, вход туда свободный. Так что можно гулять хоть целый день.


Вообще центр города располагает к пешим прогулкам. Одна Покровская улица чего стоит. Она пешеходная, тянется более чем на километр и вся застроена красивыми старинными особняками, на первых этажах которых расположены кафе и магазины. Гулять здесь одно удовольствие. Кроме того, есть несколько смотровых площадок, с которых открывается такой вид на Волгу, что дух захватывает. Такими видами город обязан императору Николаю Первому, который дважды приезжал сюда. Благодаря ему, точнее его застрявшей в грязи карете, в городе появились благоустроенные улицы для въезда в верхнюю центральную часть. Также царь повелел развернуть город "лицом" к реке, в результате чего он приобрел свой парадный вид.


В царское время Нижний Новгород называли "карман России", поскольку именно здесь работала знаменитая ярмарка. Для осознания ее масштаба приведем цифру ежегодного оборота — 150 миллионов рублей. Ровно половина торгового оборота всей царской России XIX века. Для примера — дом тогда стоил 10 рублей.О местных купцах ходили легенды. Рассказывают, что однажды они собрали под честное слово 250 тысяч рублей для афганских купцов, у которых молния сожгла весь товар. Те через год приехали и все вернули. Иначе было нельзя — честное купеческое слово ценилось выше расписок.


Главный сувенир из Нижнего Новгорода — знаменитая хохлома. Это деревянная посуда, расписанная особым образом, считается "типично русским сувениром" наряду с матрешками. Конечно, в быту такой посудой никто не пользуется, но в качестве украшения на кухне она смотрится вполне оригинально.


Казань


Казань присоединил к России царь Иван Грозный. С тех пор здесь вполне мирно уживаются две главные религии — православие и ислам. Вообще, Татарстан — пример того, как мирно можно уладить все религиозные конфликты. В мечетях есть службы на русском языке, в православных храмах — на татарском. Зачем конфликтовать и спорить, кто лучше. Выбирай, что тебе больше по душе.


Здесь тоже есть свой Кремль. Но в отличие от Московского и Нижегородского, он белый, то есть построен из белого камня — волжского известняка. На территории Кремля стоит очень нарядная (что нехарактерно для мечетей) мечеть Кул Шариф. Она украшена витражами, в которых вписаны все 99 имен Аллаха. Хотя мечеть действующая, туда пускают туристов, в том числе и женщин. Тут же недалеко расположен православный Благовещенский собор. Его первая версия была построена еще при Иване Грозном.


Остается добавить, что каждый из этих городов вполне достоин того, чтобы задержаться в нем на несколько дней. Тем более, что везде есть приличные гостиницы от трех до пяти звезд и полно ресторанов и кафе. А еще — это отличная возможность убедиться, что Россия не ограничивается лишь Москвой и Санкт-Петербургом.


Светлана Сметанина


Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе