Служебный романс

Рязанов, Яковлев и Голубкина отметили под фортепиано 50-летие «Гусарской баллады».

Создатели легендарной картины по-прежнему полны бодрости и чувства юмора.

Фото: ИГОРЬ БЕРДЮГИН

В столичном киноклубе «Эльдар» в конце минувшей недели чествовали героев фильма «Гусарская баллада»: 7 сентября 1962 года, аккурат в день 150-летия Бородинской битвы, лента вышла в прокат и за год собрала аудиторию в 49 млн. зрителей. Сыгравший поручика Ржевского Юрий Яковлев и режиссер Эльдар Рязанов, хоть уже и немолоды, совершенно не утратили бодрости духа и чувства юмора, а отважный кавалерист Шурочка Азарова (Лариса Голубкина) и вовсе такая же «звонкая» и отчаянная, какой была 50 лет назад на экране.

Гусары только спустя полвека решились рассказать о том, как зализывали раны после съемок. Оказывается, когда Голубкина прыгала с балкона в помещение, куда въехал Ржевский, на одном из дублей повредила ногу. «Уже 50 лет хромаю», – посетовала кавалерист. «Хорошо скрываете», – ответствовали ей коллеги по фильму. Заодно Лариса Ивановна поведала и о том, что Юрий Яковлев в молодости страдал радикулитом: «Его же всегда первым делом на коня сажали. А однажды он приехал на съемки и закричал: «Не трогайте меня! У меня радик!» Кстати, Рязанов не раз повторял, что должен был сесть в тюрьму во время работы над фильмом – бутафории почти не было: дрались на настоящих шпагах, костюмы тоже были настоящими – весили по 15–20 кг. Яковлев скакал на лошади в гололед, хотя до того это животное ни разу не видел.

Главнокомандующему киногвардией Эльдару Рязанову в любом случае досталось больше всего. В «мирскую жизнь» со съемок он вернулся с синяком от копыта лошади и следом от пули (!) на спине. Как выяснилось, директор картины «Гусарская баллада» (его имя на вечере не называлось) на съемках запил и почти не выполнял свои функции. Но иногда все-таки появлялся, в частности обнаружил себя, когда нужно было запустить дымовую шашку в одной из батальных сцен. Выстрел случайно был произведен в спину режиссеру – и хорошо еще, что снаряд отскочил и «грохнуло» не в этот момент, а чуть позже.

Впрочем, «благодаря» пьющему директору смог раскрыться 20-летний паренек, которого взяли в штат съемочной группы на должность помощника режиссера по реквизиту из жалости: он потерял и мать, и отца. Парнишка отчасти взял на себя функции директора картины, «и его все слушались, поскольку то, что он говорил, было разумно». Звали «юнгу» Владимир Досталь, впоследствии он работал попеременно у Эльдара Рязанова и Сергея Бондарчука, более десяти лет возглавлял «Мосфильм», а сегодня является почетным президентом Гильдии продюсеров России. Досталь тоже пришел на этот вечер. Пришел и Владимир Ильинский – сын исполнителя роли Кутузова, известнейшего в те годы актера Игоря Ильинского, которого Рязанов рискнул снимать без утверждения на «Мосфильме».

С главными же героями режиссер проводил жесткие пробы. На роль Азаровой претендовали Немоляева, Гурченко и Фрейндлих, но, поскольку режиссер не хотел играть «в поддавки», все они были забракованы. Подошла Голубкина, которая могла сыграть и жеманную девчонку, и мужественного молодого корнета. «Природа способна на чудо, и она сотворила чудо по имени Лариса Голубкина, – рассказывал Рязанов. – Она выглядела крепкой, отважной». Лариса Ивановна, показалось, слегка обиделась на такие комплименты и принялась доказывать, что и сейчас, и 50 лет назад была вполне себе женственной. Впрочем, она заметила, что если бы не Рязанов, вообще неизвестно, как бы сложилась ее актерская судьба. Что касается поручика Ржевского, то вместо Яковлева эту роль могли бы сыграть Сергей Юрский, Вячеслав Тихонов и Александр Лазарев.

Эльдару Александровичу скоро 85. Он по-прежнему обаятелен и мудр. Настолько, что, даже когда путается в собственной фильмографии, которую знает вся страна, это нисколько не оставляет ощущения, что сие – от старости. Выглядит вполне себе остроумно и органично, когда Рязанов рассказывает, что исполнительницу роли Азаровой в театре Советской Армии Любовь Добржанскую впоследствии «снял в «Иронии судьбы» в роли матери Новосельцева». «Жени Лукашина, Эльдар Александрович!» – поправляет его худрук фестиваля «Московская премьера» Вячеслав Шмыров. «Ах да, простите, я снял столько картин!» – отшучивается Рязанов. А когда режиссер рассказывал, что всех забракованных на «Гусарской балладе» актрис впоследствии снял в других картинах, вдруг произнес: «Вот Алиса Фрейндлих играла и в «Служебном романсе», и в «Жестоком романе».

Когда к стоявшему на сцене роялю подошел правнук Тихона Хренникова – полный тезка прадеда, написавшего музыку к «Гусарской балладе», Эльдар Александрович не смог усидеть на стуле. Слушал юношу стоя, пока тот играл попурри из музыки к фильмам Рязанова и прочей киноклассики. Можно смело сказать, что человеческие перемены в нашей нечеловеческой стране во многом начались после фильмов этого режиссера. И музыкальная комедия «Гусарская баллада» была первой в этом ряду.

КСТАТИ

Эльдар Александрович не успел рассказать на вечере главную интригу, неожиданно закрутившуюся вокруг его фильма в 1962 году, за несколько дней до премьеры. Посмотрев ленту, министр культуры Екатерина Фурцева велела Рязанову переснять сцены с участием Игоря Ильинского, сыгравшего фельдмаршала Кутузова. «Это никуда не годится, – кипятилась она. – Я очень люблю Ильинского, но он же комедийный актер, как он может играть Кутузова?» Аргументы, что снег уже сошел, Фурцева категорически не принимала: «У вас в кино все возможно». Спасло ситуацию чудо: картину отправили в газету «Известия», где главным редактором был зять Хрущева Алексей Аджубей. После просмотра вышла хвалебная рецензия, и вопрос был решен. «Я не прикладывал к этому никаких усилий, честное слово», – клялся после юбилейного вечера в кулуарах своего киноцентра Рязанов.

АЛЕКСЕЙ ХАЛАНСКИЙ

Новые Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе