Скончалась Мариэтта Чудакова: подвижница, романтик, бесстрашная женщина

Ее заслуженно называли многогранным явлением в русской культуре.


Что ни день — то печальная весть. Ковид унес жизнь большого филолога, писателя и общественного деятеля, бесстрашной и обаятельной Мариэтты Омаровны Чудаковой. Почти две недели врачи Коммунарки боролись за ее жизнь, но спасти 84-летнюю пациентку не смогли: Мариэтта Омаровна умерла в реанимации. Чудакова была «великой русской подвижницей, отважной, непреклонной и романтичной» — очень точно написал о ней политолог Аркадий Дубнов. Действительно, таланты и личность литературоведа сложно переоценить: Мариэтту Чудакову заслуженно называли многогранным явление в русской культуре.


Выпускница филфака МГУ Мариэтта Чудакова начала публиковать первые статьи в конце 1960-х годов. Успела написать более 200 научных работ об истории литературы XX века. Ее главной любовью была отечественная проза 1920–30-х годов: Михаил Зощенко, Юрий Олеша, Евгений Замятин, Михаил Булгаков. Среди фигур, которым она посвятила многочисленные книги, статьи и лекции, особое место занимает Булгаков, о котором она написала первую научную биографию. Мариэтта Омаровна не только изучала архивы, дневники и рукописи, но не раз встречалась с вдовой писателя Еленой Сергеевной Булгаковой в ее квартире на Суворовском бульваре. Здесь уместно напомнить, что в 1920-х годах против Булгакова была развернула кампания бешеной травли, вследствие которой рукописи писателя долгое время не публиковались. До 1960-х повесть «Собачье сердце» можно было прочитать только в самиздате. Роман «Мастер и Маргарита» официально был опубликован в 1966–67 годах в литературном журнале «Москва», а книжный вариант без купюр вышел лишь в 1973-м. То есть изучение полузапретного героя литературной сцены было поступком — гражданским и личностным. Причем в своих работах Мариэтта Чудакова поименно называет критиков, нападавших на Булгакова. И почти каждый труд филолога был именно поступком, призванным восстановить справедливость в отношении писателя, о котором шла речь.

Но Мариэтта Омаровна писала и свою литературу — увлекательные и вдумчивые фантастические романы-детективы для подростков. «Дела и ужасы Жени Осинкиной», «Мирные досуги инспектора Крафта», «Егор. Биографический роман. Книжка для смышленых людей от десяти до шестнадцати лет». Эти книги — лучшее подспорье для молодого человека, который только начинает свой путь, чтобы научиться читать и думать, а главное — разбираться в людях. Чудакова много ездила по стране (часто за свой счет), встречалась с читателями именно за этим — чтобы научить любить хорошую литературу, читать и думать. Ее лекции и беседы были наполнены не только знаниями, но бескрайним обаянием этой хрупкой, но смелой женщины.

Перестройка пробудила в Мариэтте Омаровне, как и в миллионах думающих людей, новые творческие силы и энергию. Она активно поддерживала демократические реформы в стране, а в 2000-х не боялась выступать с критикой нынешней политики власти, выходить на митинги и подписывать оппозиционные письма. На рубеже 2000–10-х Чудакова, к примеру, выступила против смертной казни. И это при том, что Мариэтта Омаровна пережила страшную трагедию: ее супруга, известного филолога, автора романа «Ложится мгла на старые ступени» (получившего премию «Русский Букер») Александра Чудакова ограбили и жестоко избили рядом с домом, после чего он скончался. Но она говорила, что даже эти люди не заслуживают смертной казни — не стоит отвечать жестокостью на жестокость, нужно уметь сохранить в себе человеческое. Последняя запись Мариэтты Омаровны посвящена ее супругу, с которым они счастливо прожили всю жизнь, вплоть до 2005 года, когда его жизнь оборвалась.

…«Это было на 4-м курсе. Тогда были в моде комсомольские свадьбы. Но мы были единодушны в том, что это — наше сугубо личное дело и никого, кроме нас, не касается… (На курсе узнали, что мы поженились, спустя много месяцев.) Наши родители были далеко, и денег на свадьбу, даже если бы мы возгорелись таким желанием, взять было неоткуда — нам в обрез хватало на скудное пропитание и на филологическую литературу 20-х годов («формалисты») в букинистических (тогда это было очень дешево). Да, мы были бедны как церковные крысы. В загс заявились так: я — в мамином осеннем пальто (своего у меня не было), Саша — в отцовском брезентовом плаще с огромным масляным пятном…»

Теперь они снова встретятся — 21 ноября, в день, который всегда был особенным для Мариэтты Омаровны, потому что это день ангела Михаила. В семье Булгаковых праздновался именно день ангела, а не день рождения, поэтому Чудакова каждый год 21 ноября проводила в Музее Булгакова ежегодные международные научные конференции.

Автор
МАРИЯ МОСКВИЧЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе