Сергей Медведев: Камеры против стихии

Почему в России так популярны видеорегистраторы

Эпидемия запретов вышла на новый виток: в России хотят запретить видеорегистраторы в автомобилях. Соответствующие поправки в КоАП начали обсуждать в Госдуме. Как и в случае с матом, сигаретами и тонировкой стекол машин, власть здесь вторгается в область чего-то святого и исконно-русского: за последние годы видеорегистраторы стали неотъемлемой частью национального быта. 

Доказательством этого служат сотни видео челябинского метеорита: никогда столкновение космического тела с Землей не было столь детально задокументировано, как в российской провинции, обитатели которой поголовно вооружены камерами в автомобилях.

По следам падения метеорита многие мировые СМИ задавались вопросом: зачем русским миллионы видеорегистраторов? Американский телеканал CBS даже сделал об этом специальный репортаж. Глазам изумленных зрителей предстала наша дорожная реальность, увиденная через лобовое стекло во всем безжалостном великолепии российского абсурда: эпические аварии, машины, вылетающие на остановки и бензоколонки, пешеходы, бросающиеся под колеса авто, чтобы стребовать с водителя компенсацию, перевернувшаяся фура, из которой веером рассыпаются по шоссе коровы. Отдельная категория видео — разборки на дорогах, с битьем лиц, фар и боковых зеркал. Особенно впечатляет эпизод, где навстречу водителю с бейсбольной битой выходит хозяин машины с топором: немного поколебавшись, мужчины расходятся по машинам. Как заметил американский комик Джон Стюарт, «это напоминает ожившие сцены Grand Theft Auto».

Но русская жизнь богаче фантазии разработчиков компьютерных игр: за последние месяцы мы видели в записях видеорегистраторов на YouTube, как на шоссе во Внуково вылетают шасси самолета, промахнувшегося мимо полосы, как в Нижнем Тагиле на трассу выскакивает танк, как проносятся над дорогой на бреющем полете вертолеты и истребители. Это скорее похоже на образы Пелевина из повести «Принц Госплана», где танки из компьютерных игр ездили по коридорам советских министерств. На этом апокалиптическом фоне прилет метеорита не может сильно впечатлить российского водителя. Мы теряем способность удивляться, теряем сами слова удивления: на большинстве видео люди реагируют лишь скупой парой матерных фраз и едут дальше.

Это напоминает старый советский анекдот о том, как американцы сбросили атомную бомбу на село Большие Грязищи, но она не взрывается, так как ее засасывает в топь. Прилет метеорита теряется в пространстве тотальной энтропии, в которое сегодня превратилась Россия. Мы стали заложниками распадающейся инфраструктуры, когда под колесами может обрушиться мост и провалиться асфальт, мы живем бок о бок с неуклюжим и неуправляемым ВПК с его полигонами, учениями и регулярно горящими складами оружия, мы ездим по дорогам с агрессивной и варварской культурой вождения, когда права куплены, понты немерены, где главный аргумент — размер и цена твоего авто, а малейшие аварии перерастают в дорожные разборки с применением тяжелых предметов.

Но главный фактор риска — это даже не энтропия пространства, а стихия власти, наше тяжелое и коррумпированное государство. Мы живем в неправовой и несправедливой среде, где начальники с мигалкой безнаказанны, свидетельства уничтожаются, а в судах правды не дождешься. У нас любой может оказаться потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым и потому должен заранее подстраховаться и запастись доказательной базой. Видеорегистратор — это единственный противовес негласному правилу судей «нет оснований не доверять сотрудникам полиции». Поэтому ГИБДД так и лоббирует запрет видеорегистраторов, из-за которых она проиграла водителям множество судов. При этом характерно, что чем дальше от Москвы, тем выше риски, жестче порядки и тем больше полицейского произвола — и тем более распространены видеорегистраторы: у челябинских водителей они куда популярнее, чем у московских. Камеры на лобовом стекле — это русское народное средство борьбы с энтропией пространства и распадом власти, и их законодательный запрет неминуемо ударит по остающимся у нас правам и свободам.

Сергей Медведев

Автор — профессор Высшей школы экономики

Ведомости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе