Серебряный век ленинградского созыва

Культовый рок-музыкант Олег Сакмаров готовится отпраздновать 50-летие

Когда
-то флейты и гобои Сакмарова определили звучание «БГ-бэнда». Чуть позже он одновременно играл в «Аквариуме» и «Наутилусе Помпилиусе» и даже раcпространил слух, что это два брата-близнеца – один благочинный и богобоязненный монах-схимник в рясе, а второй – суровый радикал в черном френче. Потом он был связующим звеном между Вячеславом Бутусовым и Ильей Кормильцевым, единственным их общим другом, и сколько мог удерживал от распада их группу. А еще позже он ушел из двух самых популярный рок-коллективов России – потому что «пошли» собственные песни. Так же как когда-то отказался от стажировки в Принстонском университете ради работы в «Аквариуме». 


– Олег, вы один из немногих рок-музыкантов, кто может похвастаться консерваторским образованием. Какие пути ведут из консерватории в рок? 

– Я учился в Казани, в спецшколе при консерватории. Сначала – на скрипке. Мы с моим другом Рустемом Абязовым в свободное от классики время слушали арт-рок и в 1974 году организовали собственную школьную группу, которая называлась «Ди-Йес». С отсылкой к известной британской арт-рок-группе. Нам было по 15 лет, и это был настоящий рок-н-ролл – безоглядное счастье энергетическо-эротического возбуждения… 

– Как в вашу жизнь пришел Гребенщиков? 

– В 77-ом группа развалилась, потому что я уехал в Ленинград и поступил в консерваторию. На много лет рок-н-рольная темы из моей жизни ушла. Я занимался музыковедением, в том числе социологическими аспектами восприятия музыки. Мне для работы нужно было изучать молодежные группы. Так я познакомился с Борисом Гребенщиковым. И моя жизнь буквально перевернулась. Я попал в эту ауру хиппанства, эзотерики, просветительства, высокой поэзии Серебряного века. Сначала мы просто общались, я писал статьи о рок-музыке, а к 89-му году так сложилось, что я начал играть в «Аквариуме». Тогда Дюша Романов, Фан и Гаккель рассорились с БГ, и я вышел на сцену. Тогда же пришел великий аккордеонист Сергей Щураков. А потом «дембеля» из старого «Аквариума» вернулись, и нас на какое-то время оттеснили. В этот момент я стал играть в группе «Выход» – с Сергеем «Силей» Селюниным и Петром Акимовым. Но «Аквариум» все же распался, и БГ решил создать что-то совсем новое. Для этого он собрал вокруг себя молодых музыкантов. Как Пол Маккартни после «The Beatles» создал «Wings». Так получился «БГ-Бэнд». Но он все равно был «Аквариумом», в отличии от «Wings», который не был «The Beatles»… Но у нас была необычная основа – для нас бы паломничество по святым, по энергетическим местам было важнее концертов. Мы ездили по церквям, дарили им купленные Гребенщиковым старинные иконы, общались с иерархами, епископами… Это точно совпадало с тем, что тогда людям было нужно. И это было в нашей музыке… Мы тогда совсем не думали о рок-н-ролльной славе. Это был высший уровень внутреннего горения, который невозможно было поддерживать долго… Потом я пытался повторить это состояние, когда начал писать собственные песни и когда мы работали над нашим совместным альбомом с поэтом Ильей Кормильцевым. 

– А что заставило вас переметнуться в «Наутилус Помпилиус»? 

– Мне попала в руки кассета с альбомом «Разлука». Там абсолютно по-кабацки ныл саксофон, но когда я вслушался в текст, то понял, что это что-то выдающееся, но абсолютно не похоже на то, что я тогда любил. Сначала я познакомился с Ильей Кормильцевым, а уже 90– году в студии «На Фонтанке» познакомился Вячеславом Бутусовым и вошел в состав «Nautilus Pompilius» «ленинградского созыва». Это был тот год, когда я не играл в «Аквариуме», а делал аранжировки для первого альбома группы «Колибли». Бутусов попросил меня поиграть на флейте и гобое на записи альбома «Наугад», а потом и на концерте… Я играл в группе пять лет. Это был великий коллектив. Я играл не во всех песнях и в эти моменты спускался в зал и слушал музыку как фанат… После распада коллектива я одновременно делал совместный альбом с Кормильцевым и записывался на альбоме «Овалы» Бутусова. Потом играл в его группе «Ю-Питер»… Ну а сейчас играю собственные песни, но это не приносит денег, это чистое творчество.

Андрей Щербак-Жуков

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе