Сдвоенный урок диамата

Писатель Виктор Топоров — о связи американских выборов с громкими российскими отставками.

Виктор Топоров. Фото Светланы Васиной

Диалектический материализм (диамат) — дисциплина подзабытая, чтобы не сказать забытая напрочь. Но когда же, как не 7 ноября, о ней вспомнить?

Диамат я сдавал одному из самых страшных университетских «зверей», подлинному профессионалу переэкзаменовок. Был он, инвалид ВОВ, слеп, но зорок. Ходил с поводырем, который сидел в аудитории во время экзамена и следил, чтобы студенты не списывали. Правда, если преподнести поводырю «маленькую», следил вполглаза — и все это знали. Но знал об этом и интеллектуально зрячий профессор — и подлавливал нас на дополнительных вопросах. Мне он, скажем, задал такой: вот произошло ташкентское землетрясение — и как в этой трагедии проявились философские категории случайного и закономерного?

Я ответил, что землетрясения происходят везде и повсюду — и это закономерность, а в том, что землетрясение произошло именно в Ташкенте, проявился фактор случайного. И получил «отлично». Правда, пояснил мне профессор, сам он имел в виду нечто иное: города смертны точь-в-точь как люди — это закономерность, а вот тот факт, что Ташкент погиб в результате землетрясения, — это как раз случайность. Но, добавил он, как раз в том, что правильна и его версия, и моя, с наибольшей полнотой проявляется материалистическая диалектика, собственно, и являющаяся предметом диалектического материализма.

И вот два стихийных бедствия наших дней: ураган «Сэнди» и обыски в «Оборонсервисе». Первое, несомненно, предопределило победу Барака Обамы над Миттом Ромни (причем победу небывало сокрушительную), второе привело к отставке министра обороны Сердюкова. Перепуганные размахом разрушений американцы проголосовали за любящего и умеющего делать широкие (и широкозатратные) жесты действующего президента, а не за его соперника-мормона, исповедующего ильфо-петровский (и жестко либеральный) символ веры: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Второе — обусловило скандально-стремительную отставку министра обороны Анатолия Сердюкова. Остается рассмотреть эти два события под ракурсом философских категорий закономерного и случайного.

Ураганы бывают — или, как выражался легендарный баснописец И.А. Крылов, «бывывают». Над территорией США бывывают они в общем-то регулярно. И столь же регулярно носят женские имена. Так что сама по себе «Сэнди» — закономерность, а вот ее более чем своевременное (для демократов) явление в пору предвыборной кампании с практически равными шансами сторон, конечно же, случайность. Перст Божий или валтасаровы письмена для Америки — это как раз не ясно, — но ведь диалектический материализм по природе своей атеистичен и, значит, подобными категориями не оперирует.

Дела о коррупции и хищении (в том числе на самых верхах) тоже бывывают. И (может быть, правда, не столь регулярно, как ураганы в Америке) тоже имеют, как правило, женское лицо. Так что в обысках по делу «Оборонсервиса», с философской точки зрения, прослеживается закономерность. А вот отставка министра обороны — это как раз случайность. Та самая случайность, о которой так любят порассуждать в детективах: человек просто-напросто оказался в неподходящее время на неподходящем месте. Такова, по меньшей мере, внешняя канва событий. Хотя, впрочем, и «нехорошие квартиры» давно стали неотъемлемой приметой нашей политической жизни — а значит, вполне могут проходить по философскому ведомству закономерного.

В Америке идет межпартийная борьба, а в России — межклановая. Закономерно, что без «схватки бульдогов под ковром» дело не обходится ни там, ни тут. Случайно (с помощью урагана по имени «Сэнди») жертвой этой борьбы стал Ромни. И столь же случайно (с помощью урагана по фамилии Васильева) — Сердюков. Первому остается утешиться личным состоянием в $300 млн; вряд ли сильно беднее (если вообще беднее) второй — и это закономерно тоже.

Поражение Ромни (провозгласившего Россию «врагом № 1») позволило нашим властям, армии и ВПК несколько расслабиться — и отправить наконец в отставку непопулярного министра обороны, что почти наверняка повлечет за собой и торможение, а то и свертывание объявленной им реформы? Подобное умозаключение не лишено остроумия и было бы не лишено смысла, произойди два обсуждаемых нами события в обратном порядке. Но, поскольку Сердюкова отправили в отставку за день до президентских выборов в США, а не наоборот, в данном случае мы имеем дело с философской категорией ложной закономерности, которую мой университетский профессор не признавал и, соответственно, не рассматривал. На его взгляд (взгляд слепого и безносого — он горел в танке — инвалида ВОВ), синхронность — с интервалом всего в один день — победы Обамы и отставки Сердюкова наверняка следовало бы признать категориально случайной. И я с ним согласен.

А вообще-то действующие президенты имеют обыкновение выигрывать выборы — не только в Америке. А министры высшего ранга имеют обыкновение уходить в скандальную отставку — не только в России. Так что, с точки зрения диалектического материализма, закономерность прослеживается и там, и тут.

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе