Русский сайт-специфик-театр в 7 постановках

От Электрозавода и Пречистенки до Ясной Поляны и Ярославля.

Театру всегда было тесно в, собственно, театре. От торговцев, изображающих смерть Иисуса на грязных улицах средневековой Европы, до авангардистов, которые сбивались в кучи в каморках книжных магазинов Нью-Йорка и Лондона, — не было еще периода в истории, когда театр существовал исключительно в специально предназначенных для него местах. Строго говоря, театр в его современном представлении — тяжелый занавес, сцена, оркестровая яма, ряды кресел — относительно новое явление.


Но в 80-е отдельные труппы вроде Brith Gof начали выстраивать отдельные постановки вокруг окружения — это назвали сайт-специфик-театром. Термин быстро утратил свое первоначальное значение — сайт-спецификом начали называть любой театральный перформанс, проходивший за пределами театральных стен, — но в каком-то смысле вернулся к исходному пониманию в пандемию, когда театры то открываются, то закрываются. Десятки спектаклей выплеснулись из четырех стен в самые неожиданные пространства, и теперь уж, говоря, что «весь мир — театр», мы имеем в виду не только тот факт, что мы все играем роли, но и то, что сценой может быть лес, парк, старый гараж, действующая ткацкая фабрика, улицы города, переоборудованный завод, трамвай, бар, мчащийся поезд, остров посередине реки или квартира людей, с которыми вы даже не знакомы. И это будет влиять на то, что вам показывают.

Предлагают почувствовать себя внутри «Записок охотника» Тургенева в Спасском-Лутовинове или услышать голоса Льва Николаевича и Софьи Андреевны в Ясной Поляне, побыть немецким инженером на Электрозаводе в Москве или понаблюдать за работой ткачей на фабрике «Красный Перекоп» в Ярославле.

Чаще всего такие спектакли не статичны, а подразумевают, что зрители перемещаются вслед за действием, иногда проходя изрядное расстояние. Не менее 10 тысяч шагов проходят по лесу под Суздалем собравшиеся «По грибы» вслед за актерами Сельского театра драмы и комедии в Фомихе, столько же самостоятельно, ведомые голосом в наушниках, — те, кто следует по переулкам Остоженки и Пречистенки по маршруту «1 000 шагов с Кириллом Серебренниковым» или от Рубинштейна до Итальянской в Петербурге по следам Ольги Берггольц с приложением Мобильного художественного театра.

Рассказываем про несколько театральных групп, выпускающих сайт-специфик-постановки.



Мобильный художественный театр
Москва, Санкт-Петербург, Тула

Билеты: 0–379 рублей


Самая доступная вещь из списка: «Мобильный художественный театр» — приложение, объединяющее формат аудиоспектакля с AR-игрой. Журналисты Михаил Зыгарь и Карен Шаинян придумали МХТ еще в 2019 году по мотивам других успешных проектов студии «Истории будущего» — также существующих как приложения или сайты «1968.Digital» и «Проект 1917». Сайт-специфик как он есть — перенесенных в современность «Мастера и Маргариту» нужно слушать во время прогулки по Чистым прудам, «Место счастья» о спортивных комментаторах, посетителях перестроечных рок-фестивалей и спортсменах — в «Лужниках», «Подслушано в городе Т.» о выдуманных беседах Толстого и Тургенева в Туле — соответственно, в Туле, «Я жила», основанный на дневниках одного из главных голосов блокадного Ленинграда Ольги Берггольц, — в центре Питера. У проекта недавно появились и англоязычные спектакли.



Сельский театр драмы и комедии в Фомихе
Суздаль

Билеты: 1 800–3 500 рублей


В Москве молодая труппа «Эскизы в пространстве» играла, например, на сцене центра имени Мейерхольда, но, поездив несколько лет подряд на творческую лабораторию «Человек мира» под Суздалем, команда расширила пространство игры и сделало несколько постановок в поезде Москва — Владимир: в купе шли, например, «Палата № 6» и «Три сестры», а в вагоне-ресторане с меню к зрителям подходила Настасья Филипповна. Затем «Эскизы» переехали в село Фомиха Владимирской области, где официально живет не больше десятка человек, и построили там дом-театр. Потом он сгорел, но труппа не отчаялась — последнюю премьеру, «Дневник Колобка» режиссера Яны Туминой и художника Павла Семченко из питерского театра АХЕ, поставили в заброшенном коровнике. Другие спектакли из репертуара Сельского театра, которые ставит его главный режиссер Дмитрий Мышкин, стали бродячими. «По грибы», немного мистическая история, где воспоминания о лете у бабушки перемежаются с детективными сюжетными линиями, идет в живописном сосновому лесу. «ПроПраСуздаль» — путешествие по самым нетуристическим маршрутам и разным историческим пластам города. Театральные прогулки дополняют горячие ужины, за которые зрители садятся вместе с актерами.



«Театральная компания Жени, Саши и Егора»
Москва

Билеты: 1 500 рублей


Выпустившись в разгар пандемийного года с гитисовского курса театрального художника Дмитрия Крымова и режиссера Евгения Каменькова, сценографы Женя Ржезникова и Саша Дыхне немедленно задумались о Робинзоне Крузо — тот тоже оказался в схожих обстоятельствах уединения, только на острове, а не в московской квартире. Так появился первый тайный спектакль из серии «Библиотека приключений» (отсылка к хитовой советской книжной серии) — «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, включающие его видения ангельского мира», который Женя и Саша, объединившись с музыкантом Егором Жирновым, поставили просто у себя в квартире. Ко второй работе новоиспеченная труппа подошла серьезнее, но с той же фантазией: действие «Трех мушкетеров» они перенесли в гаражный кооператив в Лефортове, где современные Атос, Портос и Арамис выбрали путь классического российского эскейпа в гаражах без электричества. Один ведет «медленное радио гаражного кооператива», другой создает галерею портретов местных жителей, третий бесконечно чинит любимый «Запорожец» СУР99. Смыслы тут вырастают просто из живой среды кооператива: одни соседи театралов приглашают зрителей к широкому восточному застолью, другие впихивают в свой бокс барабанные установки. «Среди театральных задач мне кажется важным создание узнаваемых положительных героев, как бы наивно это ни звучало. Этого, мне кажется, в театре очень не хватает», — говорит Женя.



«Pop-up театр»
Москва, Санкт-Петербург

Билеты: 500–1 500 рублей


Все пять лет, что существует «Pop-up театр», его режиссер Семен Александровский экспериментирует с форматами. Аудиоспектакль «Время, которое», номинированный в прошлом году на «Золотую маску», посвящен Дмитрию Брусникину, звучит его голосом и голосами его учеников, хоть и рассказывает историю о сохранении артефактов, связанных с Мейерхольдом. Другие можно увидеть/услышать в Петербурге, где Александровский и базируется. Основа репертуара — спектакли для одного зрителя в наушниках, в массе своей — алкогольной направленности. Один так и называется — «С Чарльзом Буковски за барной стойкой», второй, посвященный Сергею Довлатову, обещает «пять по пятьдесят» — маршрут, прежде чем подвести вас к дому писателя, проведет по пяти барам. В процессе прослушивания «Профсоюза работников Ада» посещаешь четыре бара — от Некрасова до Рубинштейна, слушаешь джаз, получаешь четыре напитка. Интеллигентская аудиоистория в ушах — хороший выбор для тех, кто считает, что наклюкиваться в одиночестве — это уже алкоголизм, но все-таки любит это дело.



«Война и мир. Путешествие»
Ясная Поляна

Билеты: по входному билету в Ясную Поляну, ближайшие показы — 3–5 сентября


Первый раз аудиоспектакль режиссера Евгения Маленчева («Всем кого касается», Groza) по пьесе Юлии Поспеловой поставили в Ясной Поляне три года назад к фестивалю «Толстой». Постановка оказалась так хороша, что серию показов повторяют с тех пор каждый год. Жаль, что усадьба не вводит спектакль в постоянный репертуар: специально устанавливаемые к показам временные арт-объекты — лодка в поле, макет усадебного дома, спрятавшийся в землю, — небольшие инкрустации в реальность, которые перенастраивают угол восприятия места. В 1862 году, когда Лев Толстой женится на юной Соне Берс, в их жизнях все меняется. В спектакле озвучены мысли, доверенные Львом Николаевичем и Софьей Андреевной не друг другу, но дневникам, письмам. Пытливо следуя хронологии событий, мы наблюдаем взгляд жены и мужа на знаковые события их долгой совместной жизни — только детей у них за 25 лет родилось 13, а сколько строк. Меняются, взрослеют голоса актеров, озвучивающих главных героев. Среди них — Александра Ребенок, Никита Кукушкин, Максим Суханов. Настоящий спектакль с яркой драматургией, отчасти экскурсия, но уводящая от привычных троп и дающая острое театральное переживание.



«Красный вольфрам»
Москва

Билеты: 1 700–2 900 рублей


Иммерсивная историодрама идет в цехах, дворах и вокруг бывшего здания московского Электрозавода, на котором в 20-х годах налаживали для СССР производство электрической лампочки с вольфрамовой нитью немецкие рабочие и инженеры. Вилли, Ганс и Франц, трое 20-летних берлинских рабочих, горят энтузиазмом помочь СССР наладить производство ламп и идут на участие в промышленном шпионаже. Все это приводит их в Москву 20-х, где они участвуют в запуске Электрозавода, находят друзей, любовь и даже строят политическую карьеру. Двадцать одна подлинная история героев технической революции, воссозданная по архивным документам. В ролях — каждый из зрителей со своей маленькой ролью. Проходы через арки завода с готическими линиями краснокирпичной архитектуры, фантомные звуки давно остановившегося производства, вставные эпизоды: митинг, пластические миниатюры танцевального кооператива «Айседорино горе», воссозданные по архиву жестов Академии художеств, саундтрек, включающий «Интернационал» на немецком и радиоэфир 1937 года. Музыкальный спектакль Сергея Никитина-Римского предлагает участникам воскресить завод в его лучшие моменты — когда он гремел на всю страну и его мощь воспевали Родченко и Маяковский.



«Радио Фабрика»
Ярославль

Билеты: 600 рублей


В выходные действующий текстильный комбинат «Красный Перекоп» в Ярославле превращается в площадку для театрального променада. Во время экскурсии-спектакля зрители дирижируют ткацкими, чесальными, трепальными станками, поднимаются по чугунным лестницам, примериваются к конвейерам, танцуют в гулких цехах, в то время как голос в наушниках плетет канву маршрута, перемежая факты с домыслами, истории — с обобщениями. Режиссер постановки — танцдраматург Александр Андрияшкин. «Нам было важно подарить фабрике голос, чтобы она могла озвучить свои вопросы, — говорят создатели „Радио Фабрика“. — Каждый раз, когда мы на волне „Радио Фабрика“, в нас начинают работать паровые машины, запускаются двигатели, механизмы, хочется производить энергию и делиться ею». Проект — часть многолетней программы Textil, которой занимаются кураторы Юлия Кривцова и Сергей Кремнев.


Фотографии: обложка, 2 — Сельский театр драмы и комедии в Фомихе, 1 — Мобильный художественный театр, 3 — «Театральная компания Жени, Саши и Егора», 4 — «Pop-up театр», 5 — Евгений Маленчев, 6 — Алан Воуба, 7 — «Радио Фабрика»

Автор
Юлия Зинкевич, Редактор Лёва Левченко
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе