"Пьяная баба в кокошнике, пляшущая с медведем и казаком, — это не фольклор"

Директор Института культурного и природного наследия имени Лихачёва Арсений Миронов — о причинах скандала вокруг Центра русского фольклора и о том, как вернуть народные хоры к подлинной русской культуре.
Фото: Предоставлены Пресс-службой НИИ имени Лихачёва © РИА Новости/Алексей Даничев 


Последний день августа запомнился чиновникам Минкультуры флешмобом, который устроили под окнами здания ведомства люди в народных костюмах — защитники Государственного республиканского центра русского фольклора, узнавшие о его реорганизации. Гендиректор Александр Ефимов был уволен, вместо него назначили заместителя председателя Союза кинематографистов России Олега Иванова. Однако на следующий же день было объявлено, что Центр станет новым подразделением Института культурного и природного наследия имени Лихачёва, а возглавлять его по-прежнему будет Ефимов. О причинах столь странного и неожиданного развития событий Лайфу рассказал глава НИИ имени Лихачёва Арсений Миронов.



— После того как уволили Александра Ефимова, руководитель Государственного дома народного творчества Тамара Пуртова заявила о том, что Центр русского фольклора необходимо реорганизовать из-за его неэффективности. На ваш взгляд, насколько эта критика оправданна? 

— Публичный выпад против учёных-фольклористов со стороны всероссийского лидера клубно-досуговой самодеятельности совпал с назначением на должность нового директора центра. И это не случайно. Внезапная атака Пуртовой, предпринятая в нарушение норм корпоративной этики (обе организации входят в систему федерального Минкульта), стала кульминацией многолетней борьбы, которая на самом деле началась ещё в ранние годы большевистской власти, остро заинтересованной в подмене многовековых традиций народов России симулякром народной самодеятельности. 


Фото предоставлены пресс-службой НИИ имени Лихачёва 


Руководство Государственного дома народного творчества давно превратилось в хорошо организованную группу деятелей, главной задачей которой является выкачивание из федерального Министерства культуры по возможности всех государственных денег, направляемых на изучение и актуализацию нематериального наследия. Долгие годы корпорация казённой самодеятельности успешно с этой задачей справлялась. Даже бюджетные деньги на пополнение электронного каталога объектов нематериального наследия успешно осваивал Дом народного творчества, не имея в своём штате учёных-фольклористов, этномузыкологов, специалистов по народному эпосу и других.


"Ситуация поменялась, когда пришёл министр Владимир Мединский. Ему как специалисту по зарубежным мифам о России оказался хорошо знаком образ китчевого псевдофольклора а-ля русс, тиражированный ещё Бонапартом, — пьяная баба в кокошнике, пляшущая с медведем и лохматым казаком"

— Арсений Миронов


Ему показалось удивительным, что в Федеральном каталоге объектов нематериального культурного наследия, деньги на который не один год получал Государственный дом народного творчества, можно найти всего 98 коротеньких, зачастую маловразумительных аннотаций, и это на всю Россию! И вовсе нет, к примеру, ни одного описания объекта наследия по Архангельской области — Клондайку русского фольклора.

С приходом Мединского вместо команды Тамары Пуртовой многомиллионные конкурсы на пополнение каталога стали предсказуемо выигрывать учёные: сначала Институт искусствознания, а затем — Центр русского фольклора. Была уничтожена и многолетняя монополия Дома народного творчества на проведение фестивалей народной культуры. Фестиваль "Живая традиция", организованный Центром русского фольклора, собрал полный зал церковных соборов храма Христа Спасителя. Среди выступавших не нашлось ни одной девушки в платье в крупный горошек, ни одного размалёванного скомороха, ни одной плюшевой ростовой куклы Конька-Горбунка — то есть типичных героев мероприятий Дома народного творчества.


Фото предоставлены пресс-службой НИИ имени Лихачёва 


Можно предположить, что план реорганизации Центра русского фольклора был задуман с единственной целью — вновь переключить все финансовые потоки из Минкультуры, выделяемые на изучение и сохранение нематериального наследия, обратно в систему досуговой самодеятельности. Сегодня, когда министр культуры принял решение о том, что Центр русского фольклора сохраняется в составе Института наследия имени Лихачёва, можно уверенно говорить, что попытка восстановления монополии Дома народного творчества не удалась.

— Какую роль в этой истории сыграл протест сотрудников Центра?

— Это всё решило. Ещё из регионов тоже писали письма на имя министра. Их протест поднял решение вопроса до уровня министра. Если бы они не выступили, вопрос бы решался чиновниками на уровень ниже. Раньше все деньги, которые выделялись на изучение, сохранение и популяризацию нематериального культурного наследия, находились в ведении Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества. Этот департамент курирует Дом народного творчества, что логично. Но было непонятно, почему он курирует ещё и Центр русского фольклора, ведь там работают учёные и методисты. Сейчас Центр передадут в ведение Департамента науки и образования, то есть часть, связанная с изучением и сохранением наследия, логичным образом будет перенесена в науку.

— Сейчас существует очень много самодеятельных коллективов, которые поют псевдофольклорные песни в аляповатых сарафанах и пластмассовых кокошниках. Уже есть соображения, как просвещать такие коллективы, показывать им подлинные образцы фольклора?

— На самом деле в системе домов народного творчества тоже работают десятки настоящих подвижников, искренне любящих народную культуру. Их вклад в спасение фольклора в годы советского масскульта — огромен. Без их самоотверженного труда сегодня нечего было бы возрождать. Но есть ряд проблем. Одна из них — хор Пятницкого. Он задаёт стандарты всем региональным коллективам, и при этом они — совершенно "картонные", они не понимают, что они делают. У них женщина может выйти и исполнять мужскую казачью песню. В итоге мы имеем маленькие "хорики Пятницкого" в ужасных костюмах во многих регионах.

Мы должны создавать для таких коллективов образцы подлинной культуры. Аутентика завоёвывает сердца людей сама собой. Я общался с северным хором в Архангельске. Там прекрасные фольклористы. Кадры потихоньку обновляются, появляются люди, которые понимают, что не надо выходить в одинаковых сарафанах на сцену. Позитивный процесс идёт. Нужно просто создавать примеры, раскручивать аутентичные коллективы и показывать, как это правильно делать.

Чтобы изменить ситуацию, нужно делать альтернативную систему поддержки молодёжных этнопроектов, будь то молодёжный театр, песни, пляски или мастера, которые делают аутентичные игрушки. Сейчас второй молодёжный фольклорный бум — первый был в 1960—70-е. Но вся эта сложившаяся система домов народного творчества не делится деньгами с молодёжью никак. Молодым общественным региональным инициативам не попадает ни копейки. Грантов нет вообще, в отличие, например, от театров, где молодые режиссёры и драматурги получают мощные гранты.
Автор
Ольга Завьялова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе