Публике показали следы мужских забав Пушкина

На выставке в московской мемориальной квартире поэта собрали артефакты отдыха позапрошлого века.


В Мемориальной квартире Пушкина на Арбате открылась выставка «Москва тряхнула стариной, веселье за весельем…», посвящённая времяпрепровождению Пушкина в древней столице после возвращения из Болдина зимой 1830-1831 года. Именно в этот период поэт обвенчается с Натальей Гончаровой, что во многом определило его дальнейшую жизнь. Впрочем, любовь к весёлому досугу он не оставлял никогда.

Экспозиция расположилась в аванзале второго этажа, предваряющем комнаты, которые снимал Пушкин. Поэт переехал в этот дом зимой 1831 года, незадолго до свадьбы и через несколько месяцев после возвращения из Болдина, где не просто переждал холеру, но и создал «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», закончил «Евгения Онегина», написал несколько десятков блистательных стихов. Но творчество – творчеством, а отдыхать Александр Сергеевич тоже любил. Тем более тогдашняя Москва по части увеселений немногим уступала блистательному Петербургу, а Пушкин так сильно соскучился по своим друзьям.

- Пушкин и его друзья частенько проводили время в ресторане «Яр» на Кузнецком мосту, где и встретили новый 1831 год, – рассказывает корреспонденту «МК» хранитель экспозиции Мемориальной квартира Пушкина на Арбате, кандидат искусствоведения Елена Волховская. – В «Яре», как писал сам хозяин заведения, всегда можно было вкусно и сытно поесть, но кроме того, там выступал цыганский хор под руководством Ильи Соколова. Одной из солисток этого хора была Татьяна Демьянова, или «цыганка Таня», пение которой особенно нравилось Пушкину. На встрече 1831 года цыганский хор присутствовал во всей красе, и Татьяна пела песни. Она очень любила романс Алябьева «Соловей» на стихи лицейского друга Пушкина Антона Дельвига.

Увы, вскоре в этом же ресторане и почти в том же составе компания поминала Дельвига, который скоропостижно скончался «гнилою горячкою». По нашему представлению, это что-то вроде гриппа. В «Яре» друзья подняли бокалы памяти Дельвига. В экспозиции можно увидеть связанные с этим атрибуты: прекрасный графин и два бокала со сценами охоты и городского пейзажа. Здесь же и литография, на которой изображён знаменитый Английский клуб. Пушкины в разных поколениях были членами этого клуба, что считалось весьма почётно.


- Туда не пускали женщин, а мужчины проводили там большую часть досуга, – говорит Елена Волховская. – Играли в карты, бильярд, закусывали, общались, читали газеты, обменивались политическими новостями. Это было излюбленное место для московских джентльменов.

Увлечение карточными играми воплощено на замечательной шутливой картинке 1820-1830-х годов. В переводе с французского она называется «Король и шут». Перед нами живописная, яркая, жанровая сцена, когда один игрок выбрасывает удачную карту, а все остальные пребывают от этого в шоке. Помните знаменитые три карты в пушкинской «Пиковой даме»? Впрочем, по словам Волховской, Пушкин не был удачливым игроком, его интересовал сам процесс, сама страсть игры. Рядом с французской картинкой лежит необычная книжка-малышка – сборник французских анекдотов. Вероятно, такие книжечки молодые люди носили с собой в карманах или специальных футлярах, чтобы при случае блеснуть анекдотом в светском обществе. Однако анекдоты не простые, а поучительные, почти как басни.

Нельзя не обратить внимание и на другое уникальное издание – собрание карточных раскладок, где на каждой странице показан пасьянс и объяснены его правила. Тут же в витрине – две расшитые бисером коробочки, на которых изображены карточные фигуры. Но внутри они пустые, поскольку, как объясняет Волховская, предназначены не для карт, а для лежащих неподалёку костяных фишек. Их кидали на карточный стол, когда делали ставки.

Ещё один предмет экспозиции – маленькая круглая табакерка с портретом неизвестной дамы. Такая коробочка легко укладывалась в карман. А вот и непременный атрибут любого мужского общества пушкинской поры – курительная трубка.

- Чубук отдельно снимается от трубки. Здесь такой костяной мундштук, – поясняет хранитель Мемориальной квартиры. – Мы постарались максимально бережно показать этот необыкновенный предмет. Да, в пушкинской компании все покуривали. Не столько из-за привычки, сколько из-за желания хорошо выглядеть в обществе.

В экспозиции ещё несколько мужских атрибутов. Это и подлинные кожаные перчатки, и портмоне, тоже из кожи. Настоящим украшением смотрится удивительная трость с резным костяным набалдашником и с костяным наконечником. Она создавала общий имидж этакого денди. Кстати, Пушкин с пристрастием относился не только к картам и пирушкам, но и был большим ценителем классической музыки и театра. В Большом он не пропускал ни одной премьеры.


ЛИТОГРАФИЯ "ЗАЛ БОЛЬШОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ТЕАТРА". Ж.А. ДЮРУА, Г.Л.П. РЕГАМЕ ПО ОРИГИНАЛУ Л.О. ПРЕМАЦЦИ


- Мы видим репродукцию, на которой изображен зал Большого императорского театра, – рассказывает Елена Волховская. – Известна история, когда Пушкин после долгого отсутствия в Москве первым делом пришёл в Большой театр, и все присутствующие не столько смотрели на сцену, сколько шептались, говоря друг другу на ухо: «Пушкин, Пушкин, Пушкин…».

Интересно, что, как отмечает Волховская, Пушкин не писал либретто – ни для балета, ни для оперы, – но тут же появлялись инсценировки на только что написанные им произведения. Так, например, происходило с «Русланом и Людмилой». Отдельные сцены поэмы были преобразованы в балет. Там был и добрый волшебник Финн, и злая волшебница Наина, и летающий Черномор. Всё это ставилось с расчётом на зрелищность. Пушкин удивлялся, что в стольких театрах ставят его произведение, но никаких авторских гонораров за это не получал.

Ещё одна сторона жизни Пушкина и его друзей – музыкальные и литературные салоны у Волконской и у Апраксиных, где Пушкин любил бывать. Его пристрастие к музыке и театральному искусству представлено на выставке небольшим театральным лорнетом. Как тут не вспомнить «Евгения Онегина»: «Двойной лорнет скосясь наводит/ На ложи незнакомых дам…»

До свадьбы Пушкин выезжал с друзьями на увеселения один, а после женитьбы – вдвоём с супругой Натальей Николаевной.

- Так совпало, что дата их свадьбы, 18 февраля, плавно перешла в масленичные гуляния, – говорит Елена Волховская. – Масленицу Пушкины отметили очень широко. Они бывали у многих друзей на блинах и участвовали в санном катании, устраивали у себя бал и сами ходили на балы. В общем, веселились от души. Мы считаем, что это приподнятое, радостное настроение отразилось на атмосфере нашего дома.

С этими словами трудно не согласиться. Выставка «Москва тряхнула стариной, веселье за весельем…» передаёт дух пушкинской эпохи и самого поэта, который не только создавал поэтические шедевры, но и умел отдыхать.

Автор
АЛЕКСАНДР ТРЕГУБОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе