Писатель Евгений Гришковец: Я изгой - и в литературе, и в театре. Не припомню более трудного года

Как известно, писатель, драматург и актер Евгений Гришковец ведет в интернете блог, в котором рассказывает или отзывается на различные события, которые происходят в мире и его жизни. Раз в год он составляет и выпускает в свет выборку из своего ЖЖ. В прошлом году вышла его книга "Год ЖЖизни", а только что - "Продолжение ЖЖизни", в которой отчет начинается с событий в Цхинвале. Каким был для Евгения Гришковца уходящий год, незадолго до выхода книги он рассказал обозревателю "Недели" Наталье Кочетковой.

неделя: Год у вас получился богатый на события: как радостные, творческие - премьера спектакля "+1", съемки фильма "Сатисфакция", сейчас вот книжка выходит, так и печальные - смерть Василия Павловича Аксенова и Ивана Дыховичного...

евгений гришковец: Смертей вообще было много - вот и Петя Вайль на днях умер. Он давно пропал, а я только недавно узнал, что он был в коме долгое время. Поэтому не отвечал на звонки и не выходил на связь. Мне до сих пор не верится, что он ушел - очень жизнелюбивый был человек. Он писал предисловие к моей книжке "Планка", и во многом волна злобной критики, обрушившаяся на эту книгу, оказалась ниже именно благодаря его авторитету. Я не припомню более трудного года, чем этот:


н: В чем его трудность, кроме того, что многие ушли?

гришковец: Все те результаты, которые были достигнуты, - а я ведь все довожу до результата - дались очень большими усилиями. Например, спектакль "+1" крайне тяжело шел к выпуску. Нам пришлось расстаться с техническим директором спектакля и передать постановку в другие руки - иначе просто ничего не складывалось, спектакль технически разваливался. Было тотальное невезение с декорациями, со всем: Хотя раньше этот же директор делал "Планету", "Осаду", было много гастролей на фестивалях - много совместной работы. А тут пришлось расставаться с тем, с кем мы проработали вместе 8 лет. Это было тяжело. Но в итоге спектакль "+1" оказался успешным. Первым, который публика приняла сразу. Теперь ни в Москве, ни в других городах остальные спектакли смотреть не хотят.

н: Вы сами у себя отняли зрителя?

гришковец: У других спектаклей - да. Был намечен юбилейный тур постановки "Как я съел собаку" по всей стране. Его постоянно хотели - просили, чтобы я его сыграл. Сейчас же, например, в Саратове аншлаг на спектакле "+1", а те, кто не смог купить билеты на "+1", пошли на "Как я съел собаку". И он прошел со свободными местами, чего никогда с ним не было. При этом критика на спектакль "+1" была обескураживающее поверхностной, глупой и злобной. Только Марина Давыдова (обозреватель "Известий"), Григорий Заславский и Елена Ковальская написали хорошие тексты. Остальные критики их уровня либо вовсе ничего не написали, либо выпустили тексты на уровне пасквиля. Мне это странно. Я сейчас определенно оказался в таком странном контексте, когда зрители на мой спектакль идут, а театральное сообщество - нет. Получается, я этим театральным сообществом выведен из состава этого сообщества и никого не интересую в профессиональном театральном мире. Скажем, эксперты "Золотой маски" даже не стали смотреть этот спектакль.

н: Если спектакль идет с аншлагом, не все ли равно, что про вас написали?

гришковец: Нет ни одного человека ни в стране, ни за рубежом, который провел бы на сцене за последние 10 лет времени больше меня. Сыграл бы большее количество спектаклей. Ни одного. Мало драматургов, которых бы так активно переводили, ставили за границей. Я активно существую в поле профессионального театра - это не антреприза, а театр, спектакли которого идут репертуарно на профессиональной сцене да еще объезжают страну, где идут на лучших сценах. Нет никого близко - можно даже не искать. Я - лауреат двух "Золотых масок". И вот я выпускаю первый за 8 лет новый спектакль, а "Золотая маска" даже не посылает эксперта. Почему это происходит? Я не знаю. Но мне это неприятно. Я - часть театрального контекста, я сам создаю контекст, и для последнего десятилетия мои работы точно знаковые. Спектакль "+1" можно любить, можно не любить, но он - определенно событие. Я знаю, что я изгой - и в литературе, и в театре. Но чтобы настолько: Ноль внимания, фунт презрения. Я этого не понимаю. И это тоже большая неприятность этого года.

Да и вообще год для меня начался непросто - погибла любимая собака: Я не раз говорил, что когда умирает любимое животное, в этой ситуации человек остается один с этим горем. Переживает он это часто как смерть очень близкого человека, но ему мало кто сочувствует: ну что там - собака и собака.

н: Съемки фильма "Сатисфакция" прошли гладко или там тоже были подводные камни?

гришковец: Фильм снят, он выйдет, сейчас он находится в состоянии монтажа и озвучания, мы готовимся выпустить его в мае. Получилось крепкое отечественное кино, которому удалось остаться самим собой и шагнуть туда, куда я еще не ходил. Фильм фактически родился из разговора с Юрой Дорохиным. На его предложение я ответил развернутой идеей. Мы долго писали сценарий - написали. Долго готовились к съемкам. Работа в этом фильме меня, как соавтора сценария и исполнителя главной роли, Ани Матисон - соавтора сценария и режиссера, Иры Юткиной - продюсера и Юры Дорохина - исполнительного директора в Иркутске - это двухлетний труд. Но несмотря на то, что денег было мало, благодаря самоотверженной работе всех мы довели фильм до результата.

н: О чем фильм?

гришковец: Мы называем его мужской мелодрамой.

н: Как "Рубашка"?

гришковец: Нет - пожестче. Он очень просто сделан. Это полуторачасовая дуэль. Моего персонажа с другим героем.

н: Из-за чего? Из-за женщины?

гришковец: Из-за женщины, конечно, из-за чего же еще? Из-за денег, что ли? Из-за денег просто убивают. Мне было очень интересно сниматься, потому что герой, которого я играл, - человек моего поколения, я хорошо знаю этих людей. Это мои одноклассники, друзья, сокурсники. Это провинциальная история - она не могла случиться в столице и даже в Санкт-Петербурге не могла. Накал страстей был бы другим, и этого благородства бы тоже не было - все было бы проще и короче. А в провинции люди все еще могут хотеть поговорить. Но мне мой герой очень несимпатичен.

н: Почему?

гришковец: Он не положительный и не отрицательный, но именно эта его человеческая настоящесть мне несимпатична. Почему - не скажу, кино надо смотреть. Но при этом он говорит моим голосом и высказывает мои мнения о поступках, о жизни, деньгах, друзьях. Я бы сказал так же. Но при этом герой мне несимпатичен. Он поступает так, как я бы не поступил. Он очень запутанный человек, играть его было интересно. Я думаю, он у многих вызовет большую симпатию, особенно у женщин. Может, даже из всех зрителей я останусь единственным человеком, который его не любит. Но работать было очень интересно - можно сказать, это моя первая большая драматическая роль. И я доволен тем, как это получилось, потому что я себя совершенно не узнаю на экране.

н: А зачем вы переделали спектакль "Как я съел собаку"?

гришковец: В "+1" мне удалась сложная задача - выйти в другой сценический возраст. Как только я сделал это в одном спектакле - мне нужно было сделать это во всех остальных. Более или менее неизменным останутся только "Дредноуты". А "Одновременно" я уже снял из репертуара для пересмотра - нужно понять, играть вообще этот спектакль или нет. Возможно, он пролежит на полке так же долго, как "Собака", - я не играл его пять лет.

н: Что вы сделали со спектаклем?

гришковец: Из "Собаки" я убрал все признаки советского, даже косвенные. Узбеки, грузины, таджики, эстонские матросы, кукольные мультфильмы, все указания на 1980-е годы - все убрал. Я отказался от любимейших кусков не только своих, но и зрителей. Потому что сегодняшние 20-летние ничего про это не знают. Для них эта история автоматически становится вчерашней, которую пережил взрослый и далекий от них человек. И обострил две темы - встречу человека и государства лицом к лицу. И тему дома как потерянного рая. А до этого он был как лоскутное одеяло. Теперь он упростился и стал внятно трагическим.

н: Так все же, получается, у вас хорошо - сколько сделать за год успели!

гришковец: Далось все невероятными усилиями. Как в том детском стишке, который я впервые прочел со сцены в шесть лет. Про мальчика, которому дали бревно. Там были такие слова:

Сделаю, решил Степан,
Из бревна ракетоплан.
Получалась у Степана
Палочка для барабана.
Только жаль, всего одна -
Нет ли где еще бревна.

Есть тяжелое ощущение, что пришлось за этот год отстрогать несколько бревен, чтобы получились "палочки"-результаты.

н: Эта усталость в книге есть?

гришковец: Нет - книга светлая. Я редко даю раздражению выплеснуться на страницы ЖЖ.

н: Что такое для вас ЖЖ? Какие ваши литературные амбиции он тешит?

гришковец: Это не литература. Это отредактированный дневник. Предыдущую книжку "Год ЖЖизни" прочитало много людей, которые в интернете не живут. И с тех пор пользоваться интернетом они не стали - ждали следующей книги. Им интересно. Это путевые заметки, публицистика. Это живой документ. Мне, например, писали читатели: "Мы с вами в один день были в этом городе" или "Мы посмотрели одно и то же кино, и наши мнения совпали". И человек вспоминает свой собственный год, сверяясь по датам. Я сам прочитал книгу и вспомнил свой год - оказалось, что он был очень длинным, в нем было очень много событий.

Наталья Кочеткова

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе