Олег Даль - мальчишка, максималист, мечтатель

25 мая известному актеру Олегу Далю могло бы исполниться 72 года. Подмосковный мальчишка, потомок автора словаря Владимира Даля соединил в себе очень разные стороны характера. Какой-то неуемный или непостоянный: три брака и переход из театра в театр. Мальчишка, максималист, мечтатель. Этими тремя словами определила характер Даля его вдова Елизавета Алексеевна.

"Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своем собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен", — удачно подметил Вениамин Каверин.

Эдвард Радзинский, говоря о Дале, появившемся на сцене Театра на Малой Бронной, признавался, что Олег к тому времени уже был знаменитым актером, но драматург "никак не мог припомнить какую-то большую роль, которая сделала его знаменитым. Ее вроде и не было. Он был знаменит какой-то другой славой". Эдвард Станиславович пояснил, откуда взялись роли Олега Даля — "рефлексирующего молодого человека". Рефлексирующего, потому что этот молодой человек задавал вопросы и себе, и другим, ничего не желая принимать на веру. "Литература об этом молодом человеке была уничтожена, как катком. Она вскоре перестала существовать. Артист остался без героя… и играл… играл в основном костюмные пьесы: мальчик-принц с прелестным инфантильным лицом и удивительной речью".

Елизавета Даль также считала, что Олег более всего походил на таких, сыгранных им персонажей, как "Иванушка-дурачок или Принц. Раним, доверчив, наивен и невероятно силен". Только не хватило сил бороться со своим пагубным пристрастием. Рядом с телом скоропостижно скончавшегося в гостиничном номере киевской гостиницы актера говорят была обнаружена бутылка водки. Он знал, на что шел, поскольку в бедро была вшита антиалкогольная капсула. "Безвременье вливало водку в нас".

В своем дневнике Олег Даль вопрошал: "Как стать единственным? Где неповторимость? В чем она?" Единственным и неповторимым ему удалось стать из-за отсутствия собственных детей. Даже усыновление ребенка по разным причинам так и не произошло. Стать единственным и неповторимым ему не удалось, несмотря на его уникальность. Достаточно привести одно сравнение с его гениальным современником и другом.

В чем-то их судьбы с Высоцким оказались схожи. Оба москвичи (Люблино, где Олег родился, станет столичным районом позже, но это формальность), оба читали стихи и пели под гитару. Только Володя писал и читал преимущественно свои, а Олег в основном своих любимых поэтов, и прежде всего Лермонтова. И делал он это блистательно. У обоих были даже недуги одинаковые: проблемы с сердцем. И даже такой проходной, в общем-то, эпизод в жизни, как съемка в картине "Земля Санникова", тоже объединил этих двух личностей одного поколения. Высоцкий должен был сыграть Крестовского, но после запрещения начальства эта роль ушла к Далю. Судьба только раз свела их вместе на съемочной площадке в фильме Иосифа Хейфица "Плохой хороший человек".

Олега Ивановича Даля губили не только хвори и водка. Серпентарий под названием театр и тяжелая атмосфера чиновничьих кабинетов не прибавляли оптимизма человеку с нервическим темпераментом. Почти целое десятилетие пребывания в невыездных, положенные на полку фильмы, бешенство по отношению к коллегам, отказывающимся или не могущим играть так, как это делал он — на пределе.

С детства Олег мечтал быть летчиком. Воздушным асом ему удалось побывать в кабине пикирующего бомбардировщика, но он отказался слетать вместе с "Экипажем" Митты. Бортинженера Игоря Скворцова сменил коллега Высоцкого по Таганке Леонид Филатов. Упоминают о требовательности Даля к ролям, но некоторые его отказы, прямо скажем, удивляют. На главную роль в первом советском фильме катастроф Даль уже был утвержден, и его отказ был справедливо воспринят как нарушение трудовой дисциплины. Тут возникает вопрос: что и до какой степени можно прощать талантливому человеку, тем более, с ранимой душой художника (и больным сердцем).

Олег Даль так и не нашел своего режиссера. …Эфрос, наверное, но когда он укатил в США и не предупредил об этом Олега, Даль бросил театр. Доволен был работой в "Современнике", но когда отказался от роли Пети Трофимова в "Вишневом саде", а другую ему не предложили — хлопнул дверью. Современники отмечали такое качество Олега, как перфекционизм. За ним водилась страсть к совершенству в своей профессии. "Смешно было обижаться на Даля, — признался Радзинский. — Он был сам подневолен, потому что больше всего его мучил этот самый Олег Даль".

Игорь Буккер

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе