NOIZЕ MC: мы должны научиться созидать

Корреспондентам «КР» перед самым концертом удалось пообщаться с Ваней Noize MC Алексеевым и его веселой группой

Ярославские фанаты мегапопулярного исполнителя Noize MC наконец дождались. Кумир молодежи приехал с концертом в клуб «Авангард».

Во время выступления зал казался резиновым: уже забитый под завязку, он периодически пополнялся новыми лицами, расплывающимися в улыбке при виде человека, который с телеэкранов смело громит словами все, что заслуживает критики. Толпа молодежи подпевала и пританцовывала, насколько позволяло место, а искатели самых острых ощущений рвались в слэм, чтоб «побеспределить» по-доброму.

- Начнём с такого вопроса. Ты сегодня выступаешь в клубе. А вообще где приятнее всего выступать? На open air, в клубах, на больших площадках? Что для тебя предпочтительнее?

- У каждого выступления свой собственный угар. У клуба свой, у open air свой и у акустического какого-нибудь сета на пятьдесят человек свой. Я не готов отказаться от какого-то конкретного способа проведения таких мероприятий, не могу предпочесть ни один способ другим.

- А какие плюсы именно у клубного выступления?

- У клубного именно выступления? Это такое среднее арифметическое между совсем большими площадками и камерным исполнением. Тут все возможные заимствования из обеих крайностей, скажем так.

- Ты много ездишь по разным городам, много выступаешь. Вот на данный момент выйти на сцену значит для тебя просто отработать концерт или, так сказать, «каждый раз как в первый»?

- Ну, ни то и ни другое. Это определённо не каждый раз как в первый раз, но нельзя сказать, что я выхожу отрабатывать. Никогда не выхожу отрабатывать. Ощущение, когда ты делаешь какие-то противные самому себе вещи, к счастью не возникает. Волнение обязательно присутствует в том или ином объёме. Иногда оно сильнее, иногда оно слабее, иногда кажется, что его почти нет, но совсем избавиться от него невозможно.

- Многие говорят, что очень важно ощутить взаимодействие с публикой во время концерта. Ты постоянно это ощущаешь или нет?

- Иногда не получается достучаться до людей, но это, как правило, к счастью, не связано с нашими сольными концертами. Иногда это бывает на мероприятиях, где мы действительно выглядим, как у нас в одной из песен поётся: « Я здесь уместен, как на ковровой дорожке коровья лепёшка, как на выставке собачьей бездомная кошка». Это касается в основном всевозможных сборных солянок, премий, награждений каких-нибудь музыкальных каналов и чего-то в этом духе. Одним из вопиющих примеров именно такого плана выступлений было, пожалуй, наше участие в 20-ти лети со дня смерти Виктора Цоя. Это был просто ужасный опыт, отвратительный, просто омерзительный. Огромное количество людей, целый стадион, и люди абсолютно не готовы воспринять ту музыку в каком-то непривычном для них формате. Т.е. наибольший отклик вызывали именно канонические перепевки песен Кино, и чем ближе к оригиналу, тем было лучше. Возникало ощущение, что такой огромный караоке-бар стадионный и единственная ценность, которую там люди были готовы воспринять, это близость к оригиналу максимальная.

- А к каверам ты как относишься в принципе?

- К каверам я положительно отношусь. Я считаю, что перепеть песню можно так, что она приобретёт какую-то новую символику, переложится в новую плоскость и получит какие-то краски, которые до этого в ней отсутствовали. И есть масса ярких примеров. Например, песня «The men who sold the world» в исполнении Nirvana, на мой взгляд, трогает, оставляет какое-то чувство волнения, некой безысходности, и что-то в ней по-настоящему цепляет какие-то самые-самые глубинные струны. А вот оригинальный вариант Дэвида Боуи какой-то более дёрганный, не знаю. Оригинал вот меня обламывает, например. Т.е. если б я услышал эту песню в оригинальном исполнении изначально, я бы скорее всего не обратил на неё внимания, не воспринимал бы в том ключе, в котором на самом деле воспринимаю.

- В одном из своих интервью ты сказал, что тебе ближе творчество надлома. Что ты подразумеваешь под этим? И сразу ещё вопрос. Своими текстами ты стремишься только обрисовать контуры проблемы или всё таки хочешь привести всех к какому-то действию, к решению?

- Я, наверное, не очень точно выразился в том интервью, о котором сейчас идёт речь, но меня в первую очередь интересует выход за привычные границы во всех его проявлениях. Я могу давать таким попыткам выйти за какие-то рамки отрицательные или положительные оценки, но они меня так или иначе, как правило, впечатляют. И творчества это, естественно, касается в том числе. Я в музыке, да и вообще в любом жанре искусства, именно выход за вот эти рамки привычного, за набившие оскомину периметры. Т.е. если в песне есть какая-то особенная драматургия, или там с интересной стороны рассматривается какая-то неизбитая тема, или если это просто оставляет какое-то шизофреническое ощущение, ход событий или ход мыслей в зависимости от характера этой песни, удивляет тебя раз за разом. Т.е. ты думаешь, что ситуация будет развиваться одним образом, на самом деле автор поворачивает совершенно в другую степь и умудряется это обосновать так, что это звучит убедительно. Я ценю именно нечто по-настоящему оригинальное и в чём-то опрокидывающее ситуацию с ног на голову, я не знаю.

А что касается наших песен, то на данный момент большинство треков – это всё таки критика существующего без какого-то конкретного решения. Но мы над этим работаем, и наступает такой момент, когда, научившись грамотно разрушать, мы пытаемся научиться грамотно созидать взамен.

- Ты черпаешь вдохновение из ситуаций, которые произошли с тобой или твоими близкими. Есть ли какое-либо событие, случившееся в ближайшем прошлом, о котором бы ты хотел написать песню?

- Не знаю, я вот сегодня написал куплет к нашей совместной песне с Джоном Форте. Это американский продюсер, который сейчас некоторое время проводит в России. И вот появилась возможность с ним поработать. Я написал трек об уличной музыке, о том как музыка участвует в жизни людей, как она может звучать в самых неожиданных местах, о том, что она является, по сути, частью любого большого города. И на это меня сподвигло переосмысление наших уличных выступлений на Арбате и в других местах и попытка всё это преломить в условиях того, что мы это делаем как раз с человеком, который этих реалий не может знать по определению. Эта песня будет на английском, и это было особенно для меня интересно. Вот из последнего, что я написал. С близкими людьми это связано косвенно. Это опыт, который я получил, с ребятами играя на улице довольно долгое время назад.

- На написание песни у тебя сколько примерно времени уходит?

- Есть стандартный ответ, уже заученный – от 40 минут до двух лет. Самое долгое время как раз два года. Это песня «УЕ». У неё долгое время был один куплет и второй я написал спустя пару лет, когда было уже готово всё остальное.

- А где лучше всего пишется?

- В транспорте.

- А какая из твоих песен для тебя важна больше всего? Какую считаешь самой главной?

- Самой главной? Наверное… Пожалуй, это «Ругань из-за стены» и есть ещё новая песня одна. Я не буду говорить название пока, потому что она сейчас в стадии разработки. Но она очень важная, на мой взгляд.

- А история песни «Ругань из-за стены» пережита на личном опыте или она подчерпнута из внешнего мира?

- Нет, это был личный опыт.

- А как ты считаешь? Как такой конфликт может быть разрешён?

- А вот в том-то и беда этого конфликта, что он целиком находится в руках людей, которые делают то, что они делают, по сути, в независимости от того, что чувствует ребёнок.

И тут в беседу вступает барабанщик группы, Павел, автор книги «Последний альбом»:

- В том виде, в котором этот конфликт был озвучен, он будет решён только одним способом. Ты, переосмыслив и поняв мотивы действий и одного и другого, понимаешь, в чём, на самом деле суть, и не имеешь ни к кому претензий. Т.е. не хватает родителям какого-то понимания, что дети – это другие существа, и детям тоже порой не хватает понимания, что их родители имеют право на самом деле быть счастливыми, и это право признавать почему-то дети не хотят. Разрешён конфликт может быть только пониманием этого всего, а когда у тебя свои дети появятся, ты не попадёшь в такие ситуации, потому что найдёшь некие точки соприкосновения и понимания. Посмотришь на ситуацию с позиции не только собственной, но и остальных участников.

Конец лирического отступления. Возвращаемся к Нойзу.

- Интернет пестрит мифами про всех хоть немного известных людей. Про тебя там, конечно же, куча всего. Скажи, каким был самый дикий миф, который ты про себя узнал?

- Даже не знаю. Кто-нибудь может помочь? – Ваня смотрит на остальных участников группы. Повторяет вопрос. Высказывается предположение:

- Нойз купил батл!

- Батл чего? – тут же следует уточнение и раздаётся радостных хохот, фонящий на диктофоне страшно. Но вариант, тем не менее, не принимается.

- Да вроде как никакой особой околесицы не несли в последнее время, - звучит ещё один ответ.

Нойз парирует:

- Да ладно, её становится только больше с каждым днём. Просто мы почти не обращаем на это внимания.

- Ну что? Никто не может сказать, каким был самый дикий миф?

Голос Паши:

- Да что-то не запомнилось ничего за последнее время.

- Ну и ладно. И это правильно. В 2012 году ты планируешь выпустьть следующий альбом. Скажи, каким он будет? Какова буде его концепция?

- Сложно ещё пока говорить о концепции, потому что готово пока порядка 7-8 треков, что по сравнению с общим объёмом пластинки маловато. Я подозреваю, что мы обязательно свяжем этот релиз с изданием очередной пашиной книги.

- А ты сам не хотел бы написать книгу?

- Я сам? Ну, пока что на этой ниве активно трудится другой очень мотивированный человек, так что я не горю желанием пока что лезть. У меня хватает, во-первых, работы по основному фронту, скажем так, а во-вторых, просто я пока не почувствовал в себе какого-то оформленного стремления что-то такое большое, продолжительное и прозаическое написать.

- Теперь такие завершающие вопросы. Ты не первый раз приезжаешь в Ярославль. Какие у тебя остались впечатления от нашего города, от нашей публики, от выступлений именно здесь?

- Все выступления доселе были радикально разными. В «Авангарде» мы выступали, когда приехали сюда в самый первый раз. На самом деле именно с Ярославля начался наш первый самый настоящий тур. Это был тур на 4 города в 2008 году осенью после выхода «The Greatest hits vol.1», и мне интересно посмотреть на отличие. А до этого впечатления все самые разные, но все положительные.

- И последнее. Что ты пожелаешь своим ярославским поклонникам?

Снова слышен голос Паши и дружный смех:

- Трансформируйтесь. А что тут смешного?

Обращаемся снова к Нойзу.

- Так всё таки, что бы ты пожелал своим поклонникам?

- Что бы я пожелал? Плодитесь и размножайтесь!

Анна Поваго, Ирина Бордовая

Караван-Рос

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе