Как это устроено: обучение коммьюнити-органайзеров в России и за рубежом

Непривычное для русского уха словосочетание «организатор сообществ» является устойчивым неологизмом в западных странах.

Организация сообществ в Европе и США — скрупулезный и требующий большой отдачи и профессионализма процесс, для которого требуется немало знаний, навыков и умений. О том, как обучают организаторов сообществ на Западе и в России, UrbanUrban рассказывает в очередном материале из совместной серии с проектом «Соседские центры».

Государственная власть есть в любой стране мира. Но вспомним принципы демократического общества древней Греции: когда-то давно всё было наоборот, и сами граждане государства оказывали влияние на принимаемые правительством решения и следили за тем, чтобы их интересы всегда соблюдались. Подобную функцию выполняют организаторы сообществ, которые занимаются объединением групп людей для решения какой-либо проблемы, например, для улучшения условий жизни. Словом, целей у сообщества может быть огромное множество, но чаще всего лидер в лице комьюнити-органайзера необходим в тех случаях, когда сообщество сталкивается с определенной трудностью или стремится достичь непростой цели. Поэтому нет ничего удивительного в том, что лидер должен обладать множеством комплексных компетенций, в числе которых — разрешение конфликтов и медиация переговоров, понимание экономических и юридических основ деятельности сообщества, а также способность принимать взвешенные и рациональные решения в интересах представляемой группы граждан.



Фотография: Ana Galindo

Как это делают на западе?

Быть комьюнити-органайзером — значит быть социальным работником, специалистом довольно широкого профиля, который может заниматься работой с детьми, пожилыми людьми, инвалидами, больными, бывшими заключенными и, наконец, с сообществами. В России понятие социального работника обычно не имеет столь широкого значения, в то время как на западе существует множество магистерских программ по социальной работе, по окончании которых предоставляется диплом Master of Social Work. Большинство подобных магистерских программ имеют несколько основных направлений, из которых студент может выбрать себе специализацию, в частности, по организации сообществ. В процессе обучения обязательно прохождение нескольких практикумов в различных частных и муниципальных организациях. Самые сильные программы — в Мичиганском университете в городе Энн-Арбор, в Чикагском университете, в Университете Вашингтона в Сент-Луисе и в Калифорнийском университете в Беркли.

На большинстве таких программ изучается примерно одинаковый набор предметов, которые позволяет достаточно глубоко изучить и практику, и теорию социальной работы и коммьюнити-органайзинга. Кроме таких дисциплин, как история, философия, литература, психология, социология и теории социальных изменений, существует множество прикладных. Среди них — интерперсональные практики в группах, в семьях и в детских коллективах, основы взаимодействия с властями и юридической работы, работа с людьми (и детьми) с особенностями развития и даже менеджмент человеческих ресурсов.




Фотография: Celeste Noche

Магистерская программа в области социальной работы обычно длится два года, если это очное обучение, и до трёх лет, если речь идёт о вечерней или дистанционной учёбе. На большинстве социальных программ большое внимание уделяется не только теоретическим и практическим классам в стенах вуза, но и полевым занятим. Студенты получают много практики в некоммерческих организациях и благотворительных фондах, в местных коммьюнити-центрах и даже медицинских учреждениях. Кроме того, на всех таких программах в качестве выпускной работы необходимо или написать магистерскую исследовательскую диссертацию, либо собрать внушительное портфолио в сфере социальной работы.

Кроме очных программ, за которыми нужно ехать в США, существует множество других вариантов. Во-первых, есть множество онлайн-курсов, которые позволяют получить магистерскую степень, не выходя из дома. Ключевое отличие — конечно, абсолютная теоретичность и отсутствие какой-либо практики.

Кроме официальной степени по социальной работе есть возможность воспользоваться многочисленными ресурсами различных организаций, занимающихся формированием местных сообществ. Например, на сайте английского объединения Community Organisers можно найти огромное множество полезных ресурсов, посвященных различным видам и способам организации сообществ, а ещё ознакомиться с удачными рейсами и практиками. А вот организация Neighbourhood Planning при поддержке правительственного департамента местного самоуправления предлагает непосредственную инструкцию для горожан по изменению пространства, в котором они живут. Будущим коммьюнити-органайзерам предлагается ознакомиться с проработанной программой действий, следуя которой можно преобразовать свой район, улицу или даже город. Основная идея — в том, что только объединившись, горожане смогут достичь желаемого результата, особенно помня о том, что голос и действие каждого из них играет ощутимую роль. 




Фотография: The University of Texas at Austin

Как это делают в России?

Несмотря на то, что в России понятие «социальный работник» имеет несколько другое значение, организация сообществ в последние годы становится всё более популярной практикой, а значит, возникают и различные обучающие программы. 

В конце весны 2015 года была в первый раз проведена Школа организаторов местных сообществ, основанная активистами из Высшей школы урбанистики, Московской высшей школой социальных и экономических наук и Фонда «Общественное мнение». Слушателями школы стали неравнодушные москвичи, которые пришли на занятия с проектами, идеями и задумками, которые в дальнейшем планировалось реализовать совместными усилиями. Школа в скором времени переросла в Лабораторию организаторов сообществ, предоставляя ресурсы и создавая площадку для нетворкинга потенциальных комьюнити-органайзеров. Архитекторы, урбанисты, социологи и приглашенные гости, в числе которых был английский специалист по организации сообществ Марк Паркер, читали лекции, проводили семинары и предоставляли участникам конкретные инструменты и практики для организации сообществ. Осенью школа прекратила свое существование.




Фотография: Музей Москвы

В конце 2015 года в Московском многофункциональном культурном центре открылась Школа добрососедских отношений, первый курс которой выпустился в конце мая 2016 года. В школе библиотекари и сотрудники домов культуры прослушали курс, посвященный практическим аспектам организации сообществ. Так, они нашли ответы на вопросы о том, как объединить жителей и провести соседский праздник, как устроить ретро-ярмарку или создать квартирный комитет и, главное, зачем это нужно? По окончанию школы участники презентовали идеи своих проектов, которые они хотели бы реализовать в будущем. Организаторы пока не сообщают о будущем школы.

Если же говорить о том, где получать высшее образование будущему коммьюнити-органайзеру в России, можно найти целый ряд интересных и полезных программ высшего образования, которые, впрочем, не буду учить напрямую менеджменту соседских центров. Хотя многочисленные психологические и педагогические вузы и предлагают выучить на социального работника, будушему коммьюнити-органайзеру стоит обратить внимание на, например, программы по управлению социокультурными проектами в «Шанинке» или Высшей школе экономики.

Среди известных современных специалистов, которые занимаются организацией сообществ в России, встречаются представители самых разных профессий. Некоторые менеджеры сообществ получают и вовсе техническое образование или образование в сфере точных наук, а потом неожиданно оказываются в сфере коммьюнити-деятельности. Впрочем, больше всё же так называемых гуманитариев, причём тоже в широком диапазопе — от социологов и политологов до, например, людей, получивших библиотечное, журналистское, культурологическое образование.

На данный момент и западное, и российское общество находятся на стадии осознания потребности в профессиональных организаторах сообществ. Первые шаги к созданию класса квалифицированных специалистов уже делаются. И будущее обещает лишь больше перспектив в обучении и более развитый междисциплинарный подход к обучению этих востребованных, но пока недостаточно заметных специалистов.


Автор
Кирилл Матюпатенко
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе