Фото: ИТАР-ТАСС/ PHOTAS/Abaca Press/Guignebourg Denis
Ее родители держали гостиницу в Утрехте; когда Сильвии было 14, они развелись. В 17 она начала карьеру модели; в 21 удостоилась титула «Мисс телевидение Европы», после чего была приглашена в кино. После третьего фильма с ее участием, «Обнаженная за забором», на Сильвию обратил внимение французский режиссер Жюст Жакен, искавший героиню для экранизации скандально известного эротического бестселлера «Эммануэль».
Фильм этот получил невероятный резонанс во всем мире — история юной супруги французского дипломата в Таиланде, проходящей сексуальные университеты под руководством мудрых и раскрепощенных мужчин старшего возраста, оказалась невероятно притягательной не только благодаря тематике — образ, созданный Кристель, сыграл в популярности фильма едва ли не главную роль.
Ее героиня не была покорной игрушкой в чужих руках, но и не бросалась очертя голову в пучину сексуальных излишеств. В ней гармонично сочетался живой интерес ко всему новому с внешней невинностью. Для Эммануэль секс не является самоцелью — просто так сложилось, что это у нее получается лучше всего. Неудивительно, что у картины было пять официальных сиквелов с участием Кристель и несколько продолжений с другими актрисами, зачастую ничем, кроме имени героини, не связанных с первоисточником. Во Франции картина была запрещена президентом Помпиду, но разрешена его преемником, Валери Жискар д'Эстеном.
Нельзя не сказать о резонансе, вызванном фильмом в Советском Союзе. «Эммануэль» попала в нашу страну поначалу на страницах книг, в которых социологи и искусствоведы в штатском гневно осуждали разлагавшееся западное искусство; сам же фильм стал широко известен в предперестроечные годы, в эпоху широкого распространения видеомагнитофонов благодаря версии в переводе Леонида Володарского. Тогда он входил в довольно странную обойму «киноэротики» — фильмов, просмотр которых вполне мог стать поводом для уголовного преследования.
Впрочем, став звездой, Сильвия Кристель вполне адекватно оценивала собственные актерские способности. «Мое тело куда привлекательнее того, что я говорю», — обмолвилась она как-то. Она снялась в нескольких голливудских фильмах, не выходя за рамки эротического фетиша, созданного в «Эммануэли», сыграла супершпионку времен Первой мировой Мату Хари и заглавную роль в экранизации «Любовника леди Чаттерли», снятой тем же Жакеном, но ни один из этих фильмов не перекрыл успеха ее дебюта в большом кино.
Жизнь ее была бурной во всех отношениях, в результате чего она была вынуждена вернуться из США в Голландию практически без гроша. Кристель увлекалась живописью, продолжая время от времени сниматься в кино, а в 2006-м написала автобиографию. В середине 2000-х она участвовала в проекте голландского музыканта Эдди Де Клерка в качестве приглашенной вокалистки.
В начале 2000-х у нее диагностировали рак; к середине десятилетия болезнь казалась почти побежденной, но затем актрисе становилось все хуже и хуже. Нынешним летом Кристель перенесла инсульт, а в ночь на 18 октября умерла во сне в родном городе Утрехте. Те, кто взрослел под мелодию из «Эммануэли», возможно, еще не видя самого фильма, навсегда запомнят Сильвию Кристель как героиню своих пубертатных грез.
Артем Липатов
Известия