Героиня пубертатных грез

В голландском Утрехте скончалась любимица видеоэпохи перестройки — Сильвия Кристель.

Фото: ИТАР-ТАСС/ PHOTAS/Abaca Press/Guignebourg Denis

Ее родители держали гостиницу в Утрехте; когда Сильвии было 14, они развелись. В 17 она начала карьеру модели; в 21 удостоилась титула «Мисс телевидение Европы», после чего была приглашена в кино. После третьего фильма с ее участием, «Обнаженная за забором», на Сильвию обратил внимение французский режиссер Жюст Жакен, искавший героиню для экранизации скандально известного эротического бестселлера «Эммануэль».

Фильм этот получил невероятный резонанс во всем мире — история юной супруги французского дипломата в Таиланде, проходящей сексуальные университеты под руководством мудрых и раскрепощенных мужчин старшего возраста, оказалась невероятно притягательной не только благодаря тематике — образ, созданный Кристель, сыграл в популярности фильма едва ли не главную роль.

Ее героиня не была покорной игрушкой в чужих руках, но и не бросалась очертя голову в пучину сексуальных излишеств. В ней гармонично сочетался живой интерес ко всему новому с внешней невинностью. Для Эммануэль секс не является самоцелью — просто так сложилось, что это у нее получается лучше всего. Неудивительно, что у картины было пять официальных сиквелов с участием Кристель и несколько продолжений с другими актрисами, зачастую ничем, кроме имени героини, не связанных с первоисточником. Во Франции картина была запрещена президентом Помпиду, но разрешена его преемником, Валери Жискар д'Эстеном.

Нельзя не сказать о резонансе, вызванном фильмом в Советском Союзе. «Эммануэль» попала в нашу страну поначалу на страницах книг, в которых социологи и искусствоведы в штатском гневно осуждали разлагавшееся западное искусство; сам же фильм стал широко известен в предперестроечные годы, в эпоху широкого распространения видеомагнитофонов благодаря версии в переводе Леонида Володарского. Тогда он входил в довольно странную обойму «киноэротики» — фильмов, просмотр которых вполне мог стать поводом для уголовного преследования.

Впрочем, став звездой, Сильвия Кристель вполне адекватно оценивала собственные актерские способности. «Мое тело куда привлекательнее того, что я говорю», — обмолвилась она как-то. Она снялась в нескольких голливудских фильмах, не выходя за рамки эротического фетиша, созданного в «Эммануэли», сыграла супершпионку времен Первой мировой Мату Хари и заглавную роль в экранизации «Любовника леди Чаттерли», снятой тем же Жакеном, но ни один из этих фильмов не перекрыл успеха ее дебюта в большом кино.

Жизнь ее была бурной во всех отношениях, в результате чего она была вынуждена вернуться из США в Голландию практически без гроша. Кристель увлекалась живописью, продолжая время от времени сниматься в кино, а в 2006-м написала автобиографию. В середине 2000-х она участвовала в проекте голландского музыканта Эдди Де Клерка в качестве приглашенной вокалистки.

В начале 2000-х у нее диагностировали рак; к середине десятилетия болезнь казалась почти побежденной, но затем актрисе становилось все хуже и хуже. Нынешним летом Кристель перенесла инсульт, а в ночь на 18 октября умерла во сне в родном городе Утрехте. Те, кто взрослел под мелодию из «Эммануэли», возможно, еще не видя самого фильма, навсегда запомнят Сильвию Кристель как героиню своих пубертатных грез.

Артем Липатов

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе