Быт или не быт

Алексей Зимин о чечевичной похлебке.
Если посмотреть на современную историю западного мира в ее гуманитарном разрезе, то ключевым ее вектором было освобождение человека. 

От религиозных, социальных, семейных, гендерных и прочих пут. История, понятно, всем этим не исчерпывается, но в романтическом настроении удобно воспринимать ее примерно как на известной картине Делакруа — свобода ведет народ в светлое будущее в образе модели календаря Pirelli лучших лет. Но если долго всматриваться в одухотворенное лицо и прочие части тела этой свободы, можно начать замечать в ней сексистский подход. Свобода эта не вполне одета, и мужчин, которые влекутся за ней в едином порыве, возможно, ведет простой физиологический зов.

Картина Делакруа написана, как будто женщина уже свободна и занята раскрепощением мужчин. Между тем свобода мужчины сегодня не стоит на повестке дня, потому что до сих пор не закончено освобождение женщины. Обывателю это не так заметно, но тем, кто на передовой этой борьбы, виднее, и периодически эхо этой войны добивает в разнокалиберные сферы. Например, в область гастрономии.

Недавно, у моей коллеги Лены Чекаловой, колумниста Weekend, отличного повара и ресторатора, вышла книжка "Первый год замужем". На сайте eda.ru мы напечатали короткий анонс и протестировали несколько вполне невинных рецептов. После чего в комментариях на странице eda.ru в Facebook поднялась буря, по сравнению с которой кровавые обстоятельства картины Делакруа покажутся сельским пейзажем. И сайт, и Лену Чекалову обвинили в сексизме, шовинизме и унижающем женщину посыле. Мысль о том, что путь к сердцу мужчины можно искать через желудок, оказалась для многих оскорбительной. Понятно, что книгу никто не читал и даже не собирался, что не мешало драматическому накалу обвинений.

В 20-е — 30-е годы, когда суфражизм в советском варианте получил новое ускорение, освобождение женщины от кухонного гнета закончилось как раз созданием общепита, на десятилетия загнавшего русскую кухню не в подполье даже, а далеко за Можай. Понятно, что в жизни есть вещи поважнее жареных цыплят и само по себе умение готовить шакшуку не спасет брак, если он разваливается, но на любые вещи ведь можно смотреть не с позиции слабости, а, например, с позиции силы. Если за исходную точку для рассуждений взять то, что любое знание освобождает, а точное знание и умение освобождают вдвойне. По-настоящему свободным художник, летчик или повар становится, только набив руку. Книга Лены Чекаловой, написанная на языке интонационно среднем между советами из женских журналов и библейскими поучениями, как раз и посвящена качественному познанию окружающего мира, а то, что это сделано через еду и с привлечением ролевой игры,— так это просто одна из довольно типических ситуаций: люди едят, влюбляются, женятся. И вообще с ними много чего происходит.

Вот, например, история про чечевичную похлебку.

"За чечевичную похлебку библейский Эсав, как известно, продал своему младшему брату Иакову первородство, то есть право на наследство большей части отцовского имущества. Есть версия, что самая первая чечевичная похлебка была вегетарианской и что Эсава соблазнил аромат специй. По другим источникам, похлебка была пряной, но именно мясной, на бараньем бульоне. Вообще рецептов множество — я тебе предлагаю мой любимый: на бараньем бульоне, с ароматными специями, из двух видов чечевицы. Красная даст нежную кремовую основу, а зеленая — интересную текстуру. Бульон вари долго: с корнеплодами, лаврушкой, перцем и кардамоном — чем более душистой получится основа, тем богаче будет похлебка. Потом непременно процеди и остуди, чтобы убрать весь жир,— тогда твоя сытная похлебка будет еще и легкой".

Когда суфражизм в советском варианте получил новое ускорение, освобождение женщины от кухонного гнета закончилось созданием общепита, на десятилетия загнавшего русскую кухню далеко за Можай

Ненадолго залить зеленую чечевицу холодной водой. Красную чечевицу просто хорошо промыть. Очистить и мелко нарезать морковь, лук, сельдерей и чеснок. Поставить зеленую чечевицу вариться в большом количестве свежей холодной воды.

В другой кастрюле разогреть оливковое масло и обжарить нарезанные овощи — они должны потушиться на медленном огне, чтобы размягчиться, но не покоричневеть. Как только овощи размягчатся, добавить в кастрюлю красную чечевицу и залить бараньим бульоном так, чтобы он был выше чечевицы и овощей на 3-4 см. Довести содержимое кастрюли до кипения, уменьшить огонь и оставить томиться примерно на 30 минут. Не солить!

Как только зеленая чечевица сварится — она должна быть абсолютно мягкой, но не разваливаться,— откинуть ее на дуршлаг, установленный над пустой кастрюлей. Отвар сохранить.

Овощи с готовой красной чечевицей переложить в блендер и взбить в совершенно гладкое пюре.

Выложить пюре обратно в кастрюлю, добавить целую зеленую чечевицу, развести бараньим бульоном до нужной консистенции и поставить на небольшой огонь. Помешивая, довести до кипения. Если нужно, еще немного разбавить отваром зеленой чечевицы. Похлебка должна быть консистенции жидкой сметаны, но не каши. Приправить солью и перцем.

Нагреть семена зиры на сковороде, чтобы обострить аромат, а потом растереть их в ступке. Приправить похлебку растертыми специями — сложно точно сказать, сколько потребуется: зира бывает разной. Ее аромат должен явственно ощущаться, но не быть слишком резким.

Добавить лимонную цедру и куркуму. Еще раз довести похлебку до первых пузырьков. Дать ей настояться 15-20 минут. Перед подачей влить немного лимонного сока и добавить свежей кинзы.

Я, кстати, ел эту чекаловскую чечевичную похлебку. И, поверьте, она вызывает очень сильные эмоции и размышления. Не столько про Эсава, он же Исав, и про первородство, хотя и про это тоже, а про то, как мало, в сущности, человеку надо для счастья. И какое счастье уметь доставлять это счастье другим.



Чечевичная похлебка


1 Бараний бульон (2 л)

2 Зеленая чечевица (200 г)

3 Красная чечевица (200 г)

4 Лук репчатый (1 головка)

5 Морковь (1 шт.)

6 Чеснок (5 зубчиков)

7 Стебель сельдерея (1 шт.)

8 Лимоны (1 шт.)

9 Масло оливковое (2 столовые ложки)

10 Куркума (2 чайные ложки)

11 Кумин (2 чайные ложки)

12 Соль, черный молотый перец (по вкусу)



Алексей Зимин — главный редактор сайта "Афиша-Еда"
Автор
Алексей Зимин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе