Записки из подполья Состояние блэк-метала

В регулярной рубрике о жизни глубоко законспирированного музыкального подполья — дайджест последних заслуживающих внимания записей в сугубо мракобесном жанре блэк-метал.


Lantlos «Agape»


Кто бы мог подумать, что постблэк, тщедушная химера, сикось-накось слепленная из развесистой построковой мишуры, постпанковского самоуничижения и ощетинившегося блэк-метала, в последнюю пятилетку тихой сапой перетянет на себя львиную долю внимания целевой аудитории? Что уж теперь: раз от этого карамельно-зефирного потока никуда не денешься, приходится выискивать продукты с пониженным содержанием сахара — и тогда лучше обратиться к тем, кто когда-то запустил эту шоколадную фабрику.


Единственное достойное предложение в этом сезоне поступило от Lantlos — сердечного союза Нэжа, осевой фигуры французского блэк-металлического декаданса (Amesoeurs, Alcest, Forgotten Woods и др.), и немецкого меланхолика Хербста (Impavida, Epitapth). Их преимущество перед эпигонами в том, что оба заблаговременно и с отличием окончили школу подлинного блэка — так что остается надежда, что нет-нет да и выстрелит из-под инструментальной патоки разудалая староверская бесовщина. Обманываться не стоит: «Agape» — это изящная, кропотливо продуманная работа, не вызывающая даже малейшего дискомфорта. Впрочем, красочность в случае «Agape» все равно превышает заунывность. И на том спасибо.

«Bliss»

 

Circle of Ouroborus «Eleven Fingers»


Оппозиционно настроенные участники «Циркуля» окопались глубже некуда: с одной стороны, блэком творчество группы считается исключительно по прописке да по инерции, с другой — пресловутую черноту тут хоть вагонами вывози. «Eleven Fingers» — пугающе достоверная фиксация распада, но в противовес продвигаемому усилиями тех же Lantlos высокому упадку при золотых запонках Circle of Ouroborus оставляют столь сильное впечатление именно за счет отталкивающей болезненности и вопиющей нескладности. Традиционно из рук вон плохо записанный и оскорбительно сведенный «Eleven Fingers» открывает новую главу в запутанном анамнезе дуэта: на живую нитку нанизаны чахоточный постпанк и температурный фолк, исступленно бьется далекий голос в невидимом лифте, все летит в тартарары — и скатертью дорога.


«Warpath»


Oranssi Pazuzu «Kosmonument»


Финны Oranssi Pazuzu тоже себе на уме: засланные казачки приступили к таксидермической обработке чучела блэк-метала с необычным набивным материалом. К третьей же композиции тонкая короста жанра предательски расходится, и «Kosmonument» разливается морем сюрреалистического психодела и таежного даба. В своем навязчивом стремлении пробиться к космосу Oranssi Pazuzu сходу проломили несколько потолков и жанровых шаблонов, но, как свидетельствует альбом, голову вконец не потеряли — полет нормальный. Не моргнув глазом, Oranssi Pazuzu одновременно признаются в любви к Darkthrone, землякам с лейбла Fonal и героям краутрока — и дело со словом не расходится: в густом психоделическом мареве «Kosmonument» можно споткнуться и об не такое. Из всего спектра девиаций психонавты из долины муми-троллей выбрали транс и не прогадали: по их словам, наркотики им не нужны. Легко поверить.


«Kaaos Hallitsee»


Boglord «Total Fucking Eclipse of the Sun»


Их двое, они из Коннектикута, с недавних пор вместе играют неистовый приблэкованный панк (или наоборот), больше о Boglord выяснить не удается. Знать ничего и не надо: эта музыка прекрасно работает именно в рамках антиэкспликативного метода — за шкирку и на середину омута. Если иные адепты жанра сладострастно вытягивают крючьями слушателю нутро, «Бог-господь» с закатившимися глазами ввязываются в ножевой бой: плевок (песнями это назвать трудно) за плевком, удар за ударом — через двадцать минут адресат разделан, как на прилавке, и сдавленно просит еще. Разумеется, в блэк-металлическом морге таких однодневок — как мух, но эта жирнее и назойливее других, здесь все просто на зависть мерзко: как бешено по ушам елозит ритм-секция, как свирепо свиристит фидбэк, как едко тошнит вокалиста; девственный, не затронутый продюсированием и вообще какой-либо задней мыслью кусочек ненависти и порожденной ей ущербности. Немаловажная деталь: как пишет анонимный представитель Boglord, вдохновение музыканты черпают из контактов с виски, кокаином, галлюциногенами и Cатаной. Как говорится, «оно и видно, молодой человек, оно и видно».


«I»


Avichi «The Devil’s Fractal»


О роде деятельности американского коллектива козлопоклонников Avichi можно составить впечатление уже по обложке. Одного взгляда достаточно, чтобы понять: впереди сорок минут изнуренного богохульства и зубовного скрежета под соответствующий аккомпанемент. Это недалеко от правды, «The Devil’s Fractal» по-своему крайне ортодоксальная запись: в треклисте мелькают заголовки в духе «Ковчег вечных мук», кипят на медленном огне гитарные партии, злобным пономарем выступает вокалист, но при этом за мракобесием скрыта небанальная музыкальная начинка. Немудрено, ведь Avichi — предприятие, которое затеял Аамонэль, ударник в странствующем наркопритоне Nachtmystium, также славный тягой ко всяческим извращениям под эгидой экспансии блэк-метала в сопредельные жанры. Avichi, впрочем, копают не вширь, а вглубь, и тем лучше: не отличаясь ни кровожадным бешенством, ни романтичными благоглупостями, спокойный и занимательный рассказ «The Devil’s Fractal» все же вызывает определенные нехорошие чувства — ну а иначе зачем это слушать?


«Under Satan’s Sun»


Fatal Desolation «Cold, Starless, Moonless»


Несмотря на легендарную неадекватность, японский металл ценится ниже японского же шума. Как видно, зря — своим дебютом Fatal Desolation врубаются в высшую лигу суицидально-депрессивного черномета с той же легкостью, как и в череп ни в чем не повинного слушателя: вышеупомянутый суицид музыканты однозначно трактуют как подвиг камикадзе. Без лишних прелюдий Fatal Desolation прут в рукопашную — отступать некуда, пленных не брать. То, что сквозь лютую гитарную пилораму и неустанное стрекотание ударных прорываются без каких-либо скидок выдающиеся мелодии, стоит считать лишь приятным дополнением к основному блюду: ценность Fatal Desolation именно в осатанелом наскоке, в неизбывной энергии, заставляющей доходить чуть ли не до грайндкора — только бы тащило. При том, что «Cold, Starless, Moonless» — это на редкость задорная, заводная и упоительная запись, лучше всего происходящее описывают строки «Я люблю умирать напоказ, погружаться по горло в любую грязь», с той лишь поправкой, что зрелищность для Fatal Desolation оказалась важнее достоверности. Может, и к лучшему: такие кадры стоит беречь.


Феликс Сандалов


Афиша.RU

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе