«Я записал уже десять дисков впрок»

Максим Венгеров о своем творчестве и другом детстве.
В пятницу, 4 ноября, в Большом зале Московской консерватории состоится сольный концерт всемирно известного скрипача Максима Венгерова. В программе — Шуберт, Бетховен, Равель, Изаи, Эрнст, Паганини. 
Фото: предоставлено организаторами фестиваля


Концерт приурочен к открытию второго сезона Международного скрипичного фестиваля — необычного форума, не имеющего строгих временных рамок. 8 ноября он продолжится в Санкт-Петербурге, где Венгеров представит лауреатов Международного конкурса скрипачей имени Генрика Венявского, жюри которого возглавлял в этом году. 24 января в Санкт-Петербурге пройдет концерт «Желтые звезды», посвященный памяти жертв холокоста. В марте в программе фестиваля — два концерта Шломо Минца. О своем выступлении на Международном скрипичном фестивале, работе над оперой «Евгений Онегин», дуэте с Вадимом Репиным знаменитый скрипач рассказал «Ленте.ру».


«Лента.ру»: У фестиваля, который вы открываете, не совсем обычная программа: концерты растянуты на целый год.

Максим Венгеров: Это очень интересный фестиваль — один из немногих, посвященных скрипке. Его организовал Вячеслав Зильберборд, руководитель Фонда поддержки музыкального образования. Мне вспоминается еще только один подобный фестиваль в Лондоне, также продолжающийся несколько месяцев — LSO International Violin Festival. В России выступят многие замечательные скрипачи мирового уровня, в том числе Шломо Минц, и на открытии 4 ноября я играю сольный концерт с интересной программой. Сольные концерты — неотъемлемая часть моей концертной деятельности, у меня их около сорока в год с разными пианистами. Сейчас я сыграю со своим замечательным партнером из Парижа, это выходец из России — Рустем Сайткулов, ученик Элисо Вирсаладзе. Начнем программу с Большого дуэта ля мажор Шуберта, продолжим седьмой сонатой до минор Бетховена и сонатой Равеля, а затем — виртуозный скрипичный репертуар XIX и начала ХХ века.

Будут ли комментарии к программе, как вы делали когда-то на концерте «Путешествие скрипки»? Это очень его украсило.

Для всего есть свое время и свое место. Когда я делал проект «Путешествие скрипки», то хотел немного рассказать об исполнявшихся произведениях. Скрипка путешествовала по разным странам — и в Польшу к Венявскому заглядывала, и в Австрию к Крейслеру, и в Италию к Паганини, и к Изаи в Бельгию, людям было интересно: что такое скрипка. Публика, как ни странно, не вполне ознакомлена с основным репертуаром: концерты Брамса, Бетховена — это да, а что касается произведений чисто скрипичных, технических — эту замечательную традицию мы потеряли. Со времен Ойстраха, когда он выходил на сцену и играл целое отделение из маленьких бисовых номеров и виртуозных пьес, подобного практически не было. Но в этот раз концерт пройдет без комментариев, только музыка.


Рустем Сайткулов
Фото: philharmonia.spb.ru


Вы играете сейчас с одним Сайткуловым?

Есть несколько пианистов, с которыми я играю постоянно. Мы знакомы с Рустемом уже десять лет, это замечательный музыкант, настоящий партнер, не просто аккомпаниатор, у него активная сольная деятельность. Он много играет в камерных ансамблях, с ним мы играем много и в Лондоне, и в Париже, и на Западе, и на Востоке. Недавно началось наше замечательное сотрудничество с Полиной Осетинской, гениальнейшим музыкантом. Мы сыграли концерты в Польше, Лондоне, надеюсь, в следующем году приедем с сольным концертом на фестиваль Ростроповича. Она феноменальный музыкант, отличная пианистка.

Много ли у вас концертов, под силу ли вам контролировать их количество? В свое время, устав от них, вы брали долгий творческий отпуск.

Сейчас я не только играю, но и занимаюсь дирижерской деятельностью. Я — профессор двух академий, в Менухинской академии в Швейцарии и Королевском колледже в Лондоне. Даю множество мастер-классов и дирижирую, только что у меня был очень интересный концерт с оркестром Сан-Карло в Неаполе. Меня попросили заменить Невилла Марринера, который, к сожалению, ушел из жизни. Солистом был Вадим Репин, вначале мы сыграли двойной концерт Баха, потом я просто дирижировал.

Знаменательный концерт — хотите вы того или нет, но вас с Вадимом часто сравнивают и воспринимают как конкурентов, и вот вы сыграли дуэтом!

Я рад, что представилась наконец такая возможность. Очень ждал этого момента. Прежде мы играли двойные концерты только детьми, в классе. В более зрелом возрасте не удавалось. Вадим меня приглашал на свой фестиваль в Новосибирск, но не складывалось. А теперь, как говорится, по воле небес мне удалось это сделать. Очень плотный график — за день до этого я выступал в Лондоне, потом полетел в Неаполь, а на следующий день — концерт в Нью-Йорке, я туда поехал с самолета!


Полина Осетинская
Фото: osetinskaya.ru


Вы преподаете только скрипичное мастерство или предметы более широкого профиля, скажем, камерную музыку?

Только скрипичное мастерство. Но формат общения со студентами в колледже очень интересный: например, мастер-класс, где три студента играют по одной части концерта Брамса. Я дирижирую и объясняю, как взаимодействовать с оркестром, а оркестру — как аккомпанировать. Можно сказать, это нововведение в педагогическую практику. Во всяком случае мне до сих пор такая форма мастер-классов не встречалась.

Ваш педагог по дирижированию по-прежнему Юрий Симонов?

Да, и всегда будет моим педагогом! Он буквально кладезь знаний, неисчерпаемый источник. Сейчас я изучаю оперное искусство в институте Ипполитова-Иванова, мы планируем постановку «Евгения Онегина» в театре «Геликон-опера», это будет мой выпускной экзамен в следующем году. Надеюсь, я все успею, потому что и концертный график довольно загруженный, и семейные обязательства есть тоже.

Помимо «Евгения Онегина», какие дирижерские высоты вы собираетесь взять и какие в последнее время вами взяты?

Как вы знаете, дирижерская профессия рассчитана на десятилетия, у меня нет амбиций приобрести репертуар зрелого дирижера за 3-4 года. Это невозможно, да и не нужно, я очень активно выступаю как скрипач; у меня в музыке много интересов, и каждый год я изучаю 2-3 замечательных симфонии. Это развивает меня как человека, как музыканта, подпитывает мою практику как скрипача, как педагога. Узнавая новую партитуру, я каждый раз открываю для себя новый мир звуков, гармоний, открываю новую страницу в своей жизни. Недавно это была симфония Дворжака, сейчас будет «Евгений Онегин», потом я пойду в направлении моего наставника Ростроповича, ведь я сидел у него на всех репетициях, когда он делал симфонии Шостаковича, это вообще мой любимый репертуар! Шостакович, Прокофьев… Дальше наверняка — симфонии Брукнера, Малера. Вот такие у меня планы.

Полтора года назад вы сыграли первый вариант концерта Сибелиуса (один из базовых концертов скрипичного репертуара, его вторая редакция входит в репертуар большинства скрипачей и в программу большинства исполнительских конкурсов — прим. «Ленты.ру»), собираетесь ли вы играть его и впредь? Или это была одноразовая акция?

Нет, что вы, я уже записал с Оксфордским филармоническим оркестром — где я гостевой дирижер — этот концерт в первой редакции и сыграл ее во многих странах, а первое исполнение было в Петербурге. Эта запись скоро выйдет — вместе со скрипичным концертом Брамса. Я эту версию играл и в Англии, и Америке, и Японии, и Австралии, и буду продолжать. Мне эта версия ближе, хотя она труднее окончательной и музыкально, и технически, но я практически отказался от второй версии. Я ее сейчас не играю, в первой присутствует настоящий северный дух Финляндии; она написана в не совсем традиционном немецком формате, в котором было принято писать концерты. Немного другая форма, две каденции, например, в первой части, расширенная третья в форме настоящего рондо. В таком виде это позволяет лучше выразить дух музыки Сибелиуса.


Шломо Минц
Фото: предоставлено организаторами фестиваля


Много ли записей вы делаете? Почти все ваши коллеги не первое десятилетие жалуются на то, как это трудно, но новые записи выпускают.

С 2011 года я записываюсь только впрок, эти записи пока не изданы. Записал уже десять дисков и соло, и с оркестром, и в ансамбле, надеюсь, скоро это выйдет. У меня много предложений от разных фирм, но сейчас мир грамзаписи поменялся: все открыто, все доступно в интернете, качество же не соответствует высоким стандартам. Сейчас время переходное, все очень нестабильно, но скоро, думаю, наступит качественно новый виток, который мне позволит выпустить все свои записи и продолжить эту работу. Пока я просто записываюсь, ведь запись для любого музыканта — это рост; когда я записал свою первую пластинку, мне было десять лет, и через три дня после начала работы я вышел из студии совершенно другим скрипачом и человеком. Я обрел совсем другой взгляд на музыку. Со студийной записью я расту как музыкант. И мне это очень важно.

Вы играете не так много новинок, но 10 ноября в вашем расписании — премьера скрипичного концерта Юджина Бирмана. Что это за сочинение?

Бирман — молодой композитор, в Оксфорде меня попросили исполнить это чудесное произведение, оно достаточно короткое, десять минут, такая элегия для скрипки с оркестром. Я очень избирателен, но сочинение Бирмана показалось мне интересным, и я сыграю его в Оксфорде. Еще одна предстоящая новинка — заказ пекинского фестиваля, через год я буду исполнять новый концерт, который написал для меня китайский композитор Циган Чэнь. На мой взгляд, это гениальная музыка; судя по его другим произведениям, что я послушал на прошлом фестивале в 2012 году, например, Концерт для трубы с оркестром — музыка совершенно феноменальная.

Последний вопрос. В свое время во многих интервью вы говорили о мечте пересечь Америку на мотоцикле…

Эти мечты остались в детстве, у меня сейчас другое детство: у меня дети, так что пускай уж они воплощают мечту своего папы. Мечты всегда есть, но я стал более практичным. Если есть мечта, нужно ее сразу реализовывать. 
Автор
Беседовал Илья Овчинников
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе