Вячеслав Бутусов: «Народ — главная сила в иерархии земных ценностей»

Лидер группы «Ю-Питер» — о прощании с прошлым, пробуждении бодрости, колючей проволоке и именном чаепитии.
Фото: ТАСС/Руслан Шамуков


8 октября лидер «Ю-Питера» Вячеслав Бутусов и известная пианистка Екатерина Мечетина представят музыкально-литературное действо «Пробужденная радость». Перед событием в Санкт-Петербургской государственной академической капелле Бутусов пообщался с обозревателем «Известий».


— Как сложился твой альянс с Екатериной Мечетиной? Ты внимательно следишь за академической музыкой, знаешь ведущих исполнителей в этом жанре?

— Слежу, скажем так, весьма аккуратно, «из кустов» (улыбается). Но, конечно, какие-то вещи, исполняемые Катериной, знал. Она оказалась именно тем человеком, который был нужен для такого спектакля. Я давным-давно мечтал сам научиться играть на рояле, чтобы себе аккомпанировать. Мне всегда казалось, что это богатейший инструмент. Если им владеешь, то ничего прочего для выступления и не надо (улыбается).

— Борис Гребенщиков недавно сыграл в Петербургской капелле с симфоническим оркестром. Ты побывал на этом концерте?

— Да. Хотелось посмотреть, как такой музыкальный симбиоз выглядит в данном пространстве. Хотя некоторые опыты соединения академической музыки и рока у меня на этой сцене уже были. Это же практически единственный у нас зал, правильно построенный по законам песенной акустики. Я, как архитектор и музыкант, это оценил. А его компактность хороша для камерных проектов.

— В «Пробужденную радость» вошли песни из разных периодов твоего творчества, а также фрагменты твоей прозы из книги «Архия»... 

— Но захотелось написать некую специальную вещь, которая как бы скрепила всю конструкцию. И получилась композиция «К ангелам», которую мы только что выложили в сеть. Катя записала партию рояля в Москве, я свой вокал — в Питере.

— В песне «К ангелам» есть строка «Я прощаюсь с прошлым…». Мне кажется, ты уже давно пытаешься попрощаться со своим прошлым или каким-то образом его подытожить…

— Я всегда говорил, что прошлое никуда не денется. Оно живет в нас в своих лучших проявлениях. Не надо от него избавляться, потому что это корни. Как дерево может избавляться от своих корней?

— Поэтому в спектакле столько песен из репертуара «Нау»?

— По сути — целая ретроспектива. От самых ранних вещей к последующим. Но мы выбирали песни абстрагировано. Проводили параллели исключительно с текстом, с притчами. Мы с Анжеликой (супруга Бутусова. — «Известия») взяли единственную главу, которую написали вместе. Мальчик и девочка приблизительно в одно и то же время переживают разные события, а в финале они встречаются.

— В качестве эпиграфа выбрано твое высказывание: «Общество затаилось, впало в кому…». О каком обществе ты говоришь?

— О всех нас говорю, без исключения. Это я деликатно сформулировал. На самом деле общество впало в тотальное бесчувствие. По большому счету наш новый проект — духовная инсталляция. Попытка некоего воззвания для пробуждения бодрости. От нее происходит всё остальное в нашей деятельности. И еще мы обозначаем здесь свое почтение женам-мироносицам. 

Основная идея — воспеть женщину в ее лучшей ипостаси. Мы читали дневники императрицы Александры Федоровны и ее сестры Елизаветы Федоровны, и у нас появилось осмысленное желание — продемонстрировать наши переживания людям в компактном виде.

— Есть два типа людей: одни говорят, что вообще телевизор не смотрят. Другие — смотрят и им становится страшно. Ты из какой группы?

— Я в силу определенных обстоятельств перестал смотреть телевизор. И никакого ущерба от этого не почувствовал, честно говоря. Сегодняшние новости, тем более ток-шоу, где все орут друг на друга, брызгая слюной, я перевариваю с трудом.

— Как на сегодняшнем этапе ты воспринимаешь фигуры, к сожалению, уже ушедших Ильи Кормильцева и Алексея Балабанова? Будь они сейчас рядом, ты бы привел их в каком-то качестве в «Пробужденную радость»?

— Гипотетически рассуждая, Илью я, безусловно, постарался бы позвать в наш спектакль. В моей жизни более продуктивного творческого человека не было. Что касается Алексея, то мы немало сотрудничали в его работах. Но мне ни разу не удалось увлечь его своими идеями. Если не считать клипы, сделанные всё равно по мотивам или в контексте его фильмов.

— «Пробужденная радость» создавалась с помощью краудфандинга. Среди опций там было «чаепитие с Бутусовым», и все двадцать лотов были распроданы. Чаепитие состоялось?

— Состоялось. Откликнулись люди из разных городов, даже из Сибири и Казахстана. Как все они в определенное время попадут в Петербург? Но почти все приехали. Для меня это было удивительно. Мы арендовали зал в одном из отелей, накрыли столы, но народ чая-то толком и не попил. В основном общались. Меня такая встреча морально сильно поддержала.

— Они тебя спрашивали, когда возродится «Наутилус Помпилиус»?

— Нет. Как ты понимаешь, туда добрались люди, у которых устойчивое представление о реальной жизни. Легкомысленных среди них не было. Поэтому в основном хотели понять, что за мероприятие мы готовим. Участие людей во многом и придает смысл проекту. Потому что, походив по инстанциям и выяснив, что чиновникам, собственно, ничего не надо, мы поняли: народ — сила, которая осталась главной в иерархии земных ценностей, данных нам небом.

— А что вы хотели от чиновников?

— Хотели, чтобы они тоже поучаствовали в этом проекте, придали ему масштабность. Задумывали одеть Санкт-Петербург соответствующим образом на какой-то период. Договорились со студентами из академии имени Штиглица, чтобы они нарисовали много различных эскизов, которыми можно было украсить дома хотя бы в центре города. Те, что находятся в ветхом состоянии или ремонтируются, завешанные грязными зелеными сетками. 

Но никто из чиновников нам не помог. И, знаешь, я выдохнул. Это же определенность. Вся прагматика чиновника, как я понимаю, заключается в поиске выгоды. А это вообще не наше поле, и мы там выглядим чужаками, изгоями. Мы увидели эту «колючую проволоку» и перестали бросаться на все эти ограждения.

— Ты уже знаешь, с чем «вернешься» в «Ю-Питер»?

— Мы сейчас готовим опять-таки духоподъемную и героическую (как сами ее называем) концертную программу, куда войдут такие вещи, как «Иван Человеков», «Последний человек на Земле», «Бесы» (песни из репертуара «Наутилуса Помпилиуса». — «Известия»). Саша Коротич рисует героические комиксы. Проект «Deadушки» делает определенный электронный блок, чтобы придать некоторую отстраненность ряду песен. Мне кажется, такая программа назрела.



Справка «Известий»

Фронтмен групп Nautilus Pompilius и «Ю-Питер» Вячеслав Бутусов стал известен в середине 1980-х, когда трио Бутусов-Умецкий-Кормильцев записало пластинку «Разлука». В 1997-м начал сольную карьеру. На счету Бутусова и его музыкантов — пять студийных альбомов, последний из которых — «Гудгора» — вышел в 2015 году. Автор книг «Виргостан», «Антидепрессант. Со-Искания», «Архия».
Автор
Михаил Марголис
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе