Владимир Малахов: «Не могу быть в подвешенном состоянии»

Глава Берлинского балета — о причинах своего ухода с должности и опасности танца модерн Прославленный танцовщик и хореограф Владимир Малахов объявил об уходе с поста интенданта Государственного берлинского балета. Сезон-2013/14 станет для него последним. Корреспондент «Известий» позвонил Владимиру Малахову в Берлин. — Вы руководите Берлинским балетом с 2004 года, у вас заслуженная репутация успешного менеджера. Почему вы приняли решение оставить свой пост? — Берлин решил пойти в сторону модерн-танца и contemporary dance, а у меня ориентация на классический и неоклассический стиль. Решения о художественной политике ныне принимает чиновник, государственный секретарь по культуре Андре Шмитц. Я потерял возможность определять стиль постановок, будучи художественным руководителем.
— Как объявление о невозобновлении контракта воспринято в Берлине?

— Все в шоке. Очень много статей, критикующих и сенат, и Андре Шмитца. В труппе траурное настроение.

— Ваше решение обжалованию не подлежит? Вдруг к вам придут с покаянием?

— Даже не знаю. Трудно сказать, что происходит за моей спиной. Думаю, все было решено давно, но меня продолжали держать в неведении. У меня были свои шпионы, но я дожидался проверенной информации. Сначала мне говорили, что заинтересованы в сотрудничестве, только чтобы я больше не ездил по миру танцевать, занимался исключительно труппой. Пожалуйста. Потом решили пойти по другому пути: сказали, что я занимаю пост директора слишком долго. Я привел им примеры: Даниэль Баренбойм стал музыкальным директором Берлинской государственной оперы 21 год назад, а Джон Ноймайер 40 лет занимает пост директора Гамбургского театра. Не знаю, зачем что-то менять, когда все хорошо идет. Они сказали, что подумают. Хорошо, думайте, но подолгу быть в подвешенном состоянии и не чувствовать под собою ног — тяжело, и я сказал, что лучше уйду сам.

— Говорят, ваше место займет нынешний худрук Михайловского театра Начо Дуато.

— Не знаю. Может, у вас есть такая информация, а в Берлине никто ничего не знает.

— Это назначение соответствует курсу на современный танец?

— Не знаю. Конечно, это имя. Но я не согласен с тем, что он сделал в Михайловском театре. Не думаю, что нужно менять классический репертуар (в Михайловском Дуато поставил «Спящую красавицу», в планах постановка «Щелкунчика». — «Известия»). У него свой стиль, свои балеты, но ему нельзя трогать классику. Как только он дотрагивается до классики, сразу провал. Ведь что случилось в Михайловском театре? Его собственные балеты идут хорошо, но как только он решает, что может работать с классикой наподобие Матса Эка (шведский хореограф, известный авангардными прочтениями классических балетов. — «Известия»), получается плохо. Тем более что люди в России привыкли к классическому стилю, знают его и, когда им пытаются «втолкнуть» что-то на ту же музыку, но в другой хореографии, это не воспринимают.

— В Берлине Дуато будет ко двору?

— Я думаю, если Начо Дуато сюда придет, он начнет менять классику, и получится то же самое. Да, мы живем в XXI веке, актуален модерн. Но здесь три разных театра, три разных стиля (Берлинский балет объединяет труппы Komische Oper, Deutsche Oper и Staatsoper. — «Известия»). Если Начо Дуато засунет модерн во все три труппы, это будет провал. Я старался держать в одном театре классику, в другом — неоклассику и модерн, третий был только для модерна.

— Вы считаете этот путь перспективным?

— У каждого театра своя публика. В одном — публика более зрелая, в другом — моложе. Из Komische Oper люди не пойдут в Deutsche Oper смотреть «Лебединое озеро» или «Щелкунчика». Если делать одинаковый репертуар в одном и том же стиле, все потеряется. У меня ушло несколько лет, чтобы поднять уровень всей компании, держа классический репертуар. Тогда можно приглашать хореографов других направлений. Это обогащает тело стилем. А если танцевать только модерн, всё развалится. Танцовщики выйдут из формы, можно будет набирать людей с улицы. Ведь там неважно, красивые ли у тебя ножки, стоишь ли ты в пятой позиции, стоишь ли на пуантах, — можно делать всё что угодно.

— В феврале прошлого года вы поставили «Ромео и Джульетту», но уже не танцевали. В других постановках вы в этом сезоне танцуете?

— Танцую, было возобновление «Чайковского» Бориса Эйфмана, у меня состоялись спектакли. 3 февраля у меня был «Пер Гюнт», 9-го опять будет «Чайковский».

— То есть публикации типа «Малахов уходит» преждевременны?

— Я действительно планирую уйти. Уже не танцую как прежде голубых принцев в «Лебедином озере». Но есть репертуар, который я смогу танцевать еще долго: того же «Чайковского» или «Караваджо» в постановке Мауро Бигонзетти. Неоклассику и модерн я выдержу еще много лет, каждый день занимаюсь. Мои одноклассники и коллеги давно на пенсии, я последний из могикан, который еще может прыгать. Тем не менее думаю, что сезон-2013/14 будет для меня финальным в стационарном театре.

— А потом?

— Планы есть разные, пока не могу об этом говорить. Михаил Барышников и Сильви Гиллем нашли себе своих хореографов и танцуют. Наверняка найдется молодой способный хореограф, который возьмет в свои руки мое немолодое, но способное тело, чтобы сделать из него что-то особенное. Посмотрим: надеюсь, всё сбудется. Может быть, будет преподавательская или директорская работа.

— Возможна ли работа в России?

— Конечно. Я все время в поиске.

Фото: РИА НОВОСТИ/Алексей Даничев
Известия

Владимир Кехман: «Дуато займет должность постоянного хореографа»
Генеральный директор Михайловского театра — о кадровых переменах в балетной труппе

Художественный руководитель балета Михайловского театра Начо Дуато с лета 2014 года начнет работать на два города — Санкт-Петербург и Берлин. В Северной столице он будет постоянным хореографом Михайловского театра, в немецкой — интендантом Берлинского балета. Кадровую ситуацию «Известиям» прокомментировал директор Михайловского театра Владимир Кехман.

— На желание Начо Дуато проводить меньше времени в России повлияло нападение на Сергея Филина?

— Вопрос о Берлине мы с ним обсуждали гораздо раньше, это решение однозначно не связано с Сергеем. Оно в первую очередь связано с нашим желанием быть максимально открытыми, распространять влияние Михайловского и его художников на другие театры. Взаимодействия с театральными коллективами идут Михайловскому только на пользу. Конечно, то, что произошло с Сергеем Филиным, влияет и будет влиять на ситуацию в балете, особенно когда речь идет о приезде в Россию зарубежных специалистов. Вот почему еще важно, чтобы преступление было раскрыто, а виновные наказаны.

— В заявлении театра сказано, что Начо Дуато продолжит работу с труппой в качестве постоянного хореографа. Имеется в виду хореограф-резидент, аналогичный, например, Алексею Ратманскому в Американском балетном театре?

— Нет, постоянный хореограф — это не хореограф-резидент. Ратманский отвечает только за свои работы, а я надеюсь, что Начо, помимо постановки своих балетов и контроля за ними, будет способствовать приезду к нам хореографов с мировым именем и осуществлять творческий контакт с Берлином. Мы рассчитываем на копродукцию с Берлинским балетом. Все-таки наши труппы очень похожи, да и Берлин очень близок территориально.

— В контракте постоянного хореографа прописано, сколько времени он должен проводить в Михайловском?

— В общей сложности треть своего рабочего времени. В этом сезоне мы даем 50 спектаклей Начо. В следующем — минимум на 15 больше.

— Контракт уже подписан?

— Мы подпишем его сейчас, он будет бессрочным.

— Сколько новых балетов Начо Дуато должен будет ставить за сезон?

— В зависимости от его занятости. Как минимум один, дальше уже по возможности.

— Вы сказали, что Начо Дуато будет привлекать в Михайловский других известных хореографов. Но приглашение постановщиков — функция художественного руководителя. Новый худрук не будет возражать?

— Поработав с Начо достаточно времени и подружившись с ним, могу сказать, что он — человек, с которым невозможно не согласиться. Ни одно его предложение не вызвало в театре неодобрения. Он прекрасно взаимодействует со всеми. Начо остается членом художественной коллегии, репертуарный план мы делаем на 2–3 года вперед, и у нас нет жесткого единоначалия. Приглашение хореографов —  это коллегиальное решение. И критерий его принятия один — благо Михайловского театра.

— Переговоры с претендентами на пост худрука уже ведутся? Круг кандидатов определился?

— Круг еще не определился, но переговоры ведутся.

— Кого вы ищете? Действующего хореографа, эффективного менеджера?

— Мы не ищем хореографа, потому что у нас есть хореограф — Начо Дуато, в противном случае будет конфликт. Мы ищем человека, способного продолжить уникальный путь Михайловского театра, воспринимать его как родной дом, предложить свою интересную программу.

— В содружестве с Дуато и главным приглашенным балетмейстером Михаилом Мессерером?

— Безусловно.

— В таком случае вам нужен худрук-менеджер, не имеющий собственных постановочных амбиций.

— Может быть. Трудно сказать. Вопрос очень деликатный, труппа за это время сильно выросла — много звезд, много молодежи. Мы только начали обсуждать вопрос художественного руководства. Начо еше целый год будет выполнять обязанности худрука в Михайловском.

— Опасаться, что труппа перетечет вслед за Дуато в Берлин, не стоит?

— Вообще нет никаких оснований опасаться. Мы ожидаем эффективного сотрудничества и взаимовыгодной интеграции.

Владимир Кехман. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе