Соло для пилюли с оркестром

Что принимают наши музыканты перед ответственными конкурсами и концертами - лекарство от страха или банальный допинг? 

Допинг и высокое искусство - тема табуированная. Однако после того как современный менеджмент ворвался в классическую музыку, за кулисами все чаще звучат термины не только профессиональные, но и фармакологические. Концертный конвейер заставил музыканта жить в сумасшедшем ритме: сегодня гастроли в Токио, завтра в Вене, послезавтра запись в престижной студии, и так без остановки. При этом от музыканта по-прежнему ждут высочайшего класса исполнения и пресловутой души. Откуда ее брать при такой собачьей жизни, никто и понятия не имеет. Разве что в аптеке?..


Достаточно одной таблетки

Любопытно, что в ходе мини-опроса, который провели на эту тему "Итоги", буквально все респонденты с полуслова понимали, о чем идет речь. И со знанием дела сыпали названиями медикаментозных средств, тут же, впрочем, добавляя, что сами они - ни-ни. И друзья тоже ни-ни. Хотя вообще-то, конечно, в мировой практике случается...

Если верить выпускникам Московской консерватории, тамошние студенты не таясь принимают перед экзаменами "волшебные" таблетки, которые можно купить в любой аптеке. На вопрос, почему эта тема нигде не обсуждается, молодые музыканты спокойно отвечают: "Мы об этом не говорим, потому что нас об этом никто не спрашивает". В интернет-справочниках об этом лекарстве пишут, что оно входит в группу бета-адреноблокаторов, иными словами, является сердечно-сосудистым средством, которое показано при аритмиях, повышении давления, мигренях или, например, в постинфарктный период. Однако сложилось мнение: музыкант перед концертом нервничает - вырабатывает адреналин - принимает таблетку - блокирует адреналин. И спокойный как слон выходит к публике. Чем обусловлен выбор? Об этом "Итогам" рассказал оперирующий нейрохирург кандидат медицинских наук Сослан Медоев. Такая таблетка действительно снимает мандраж - действует на психику угнетающе, но не влияет на мелкую моторику движений, столь важную для музыкантов-классиков, и надежно блокирует рецепторы от действия адреналина - то есть унимает бешеное сердцебиение и напряженность. Естественно, у лекарства есть длиннющий список противопоказаний, "подсевших" на препарат подстерегают побочные явления, такие как кошмары во сне, повышенная утомляемость, спутанность сознания и даже - о ужас! - снижение способности к быстрым двигательным реакциям. А при передозировке возможна брадикардия и другие напасти. Вряд ли его можно назвать настоящим лекарством от страха - для этих целей существуют куда более сильные препараты, например ингибиторы МАО. Но они имеют более выраженный седативный эффект, другими словами, принимающие их исполнители запросто могут задремать прямо на сцене.

О Бах, ты - спорт

Понятное дело, заснуть на собственном соло никому не хочется. Он бы и рад не бояться публики, но исполнитель классической музыки - человек трепетный, с тонкой душевной организацией. Любое выступление склонен воспринимать как главное в жизни. Это все потому, что цикл подготовки скрипача и пианиста по формальным основаниям сродни подготовке спортсмена. Вместо беззаботного детства - семь-восемь лет музыкальной школы. Дальше три-четыре года училища. Затем пять лет адского труда в консерватории. И все эти годы, чтобы достичь профессионализма, музыкант "насилует гаммы" по шесть - восемь часов в день. И вот, наконец, долгожданное… прозябание в школьных педагогах или в оркестре. Хорошо, если школа - знаменитая ЦМШ, а оркестр - Российский национальный. Но везет единицам. Вырваться из среды безвестных середняков невероятно сложно. Так что рядовые с обывательской точки зрения профессиональные тесты - те же публичные прослушивания в оркестр - для многих сродни прыжку с трамплина. А далеко не всякий может похвастать железной нервной системой Святослава Рихтера. Он-то мог войти в переполненный Барбикан-холл с высокой температурой, в ужасном настроении. И блистательно отыграть сольный концерт. Не дрогнув.

Однако чаще всего музыкант перед концертом нервничает. А иногда и паникует. На последнем конкурсе имени Рихтера с самого первого тура привлек к себе внимание пианист Сергей Каспров. Филигранная техника и вкус к игре прочили конкурсанту как минимум призовое место. Однако до финала Каспров не дошел: не смог унять конкурсный мандраж - напрочь позабывал фрагменты нотного текста. В экстремальной ситуации срыв может случиться с любым и в любой момент.

Помогите пианисту

Изматывающий конвейер из гастролей-записей-фестивалей у зарубежных музыкантов начался раньше, чем у отечественных. Пару лет назад на экраны вышел документальный фильм о гастролях Берлинского филармонического оркестра под руководством дирижера сэра Саймона Рэттла ("Поездка в Азию", режиссер Томас Грубе). Перед камерой валторнист этого оркестра рассказал о том, как выпивает кружку пива перед концертом, дабы унять панику. Тут же откликнулась авторитетная Немецкая ассоциация оркестрантов, которая насчитывает 9 тысяч человек: музыканты призвали на помощь психологов. Сегодня в той же Германии проблему мандража изучают специальные институты. Профессор Гельмут Меллер из Берлинского института здоровья музыкантов вообще считает, что "25-30 процентов музыкантов регулярно употребляют таблетки или алкоголь, чтобы побороть страх перед сценой". А наша молва оставила воспоминания о великом пианисте Владимире Софроницком, выпивавшем по бутылке коньяка по ходу дико виртуозного концерта. Впрочем, дирижер Феликс Коробов заверил "Итоги", что оснащенный алкоголем буфет-cantina для артистов - норма жизни цивилизованных театров как минимум в Германии и Италии. И уж в порядке вещей, что артист после выступления приходит в любимое место и выпивает свое традиционное ein Bier. А что касается медикаментозных средств, Коробов уверен, что "принимать успокоительное перед выступлением - все равно что напиться валерьянки перед признанием в любви". Уже само присутствие на сцене гарантирует эйфорическое состояние, и настоящий артист работает ради него ничуть не меньше, чем ради удовольствия меломана.

Конечно, в отличиe от спортсменов музыканты в своих привычках скорее вегетарианцы, чем хищники. Однако понятно, что с дальнейшим развитием менеджмента в музыке исполнителям потребуется еще больше "волшебных" таблеток. Тем более что пока о психологической поддержке нервных людей во фраках никто не думает. "Если в области спортивного допинга у нас ведутся хоть какие-то исследования, - рассказал "Итогам" директор НИИ спортивной медицины профессор Андрей Смоленский, - то специалистов, разбирающихся в препаратах, которые вынуждены иногда принимать музыканты, я даже не встречал". И вывод в этом случае может быть один: музыкантам, безусловно, надо помогать так же, как спортсменам. Например, обеспечить солистам своевременную психологическую помощь. Иначе эта самая помощь в конце концов станет прерогативой "серых" фармацевтов и сдерживающих рамок для нее не окажется. Достаточно вспомнить покойного Майкла Джексона, пример которого пусть и нехарактерен для классической музыки, но так показателен для публики.

Остается сказать: если и обманывают музыканты, то только самих себя. "Никогда всеми этими глупостями не занимался, - рассказал "Итогам" пианист Николай Петров. - Нервы у тебя шалят перед выступлением? Однако! Это твоя проблема, но на дар божий она не влияет. Моцарт и Шопен были типичными неврастениками! И что? Кто-то их задвинул в тень? Знаменитый скрипач Генрих Шеринг мог и виски 0,8 литра за два отделения уговорить, а один наш известнейший гламурный музыкант выпивает за концерт бутылку шампанского. Таблетки и свита психологов нужны совсем слабеньким. Пусть не занимаются ерундой, а технику подтянут. А уж если молодым чем-то помогать, то деньгами и хорошими педагогами". Одним словом, перед мастерством любые допинги бессильны: если вы посредственный музыкант, то "волшебная" пилюля не сделает вас гением.

Лейла Гучмазова

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе