Рождественские кантаты Иоганна Себастьяна Баха прозвучали в преддверии западноевропейского Рождества в столичном евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла, где с 1 декабря проходит VI Международный фестиваль духовной музыки «Адвент».
«Кантаты на второй день Рождества Христова» — так называется третий концерт третьего сезона «Бах в Лейпциге: Парные кантаты» в рамках грандиозного духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым», инициатором, вдохновителем и дирижёром которого осенью 2017 года стал художественный руководитель Международного фестиваля духовной музыки «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижёр ансамбля «Collegium Musicum» и директор одноименного благотворительного фонда Олег Романенко.
Уникальность данного проекта в том, что все духовные кантаты великого немецкого композитора впервые прозвучат в России впервые. И не только на исторических инструментах, в исполнении одного и того же ансамбля музыкантов — «Collegium Musicum», и с комментариями кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории им. П. И. Чайковского Романа Насонова. Но и, что не менее важно, в одном и том же пространстве — соборе Святых Петра и Павла. Построенный ещё в начале XIX века, он отличается изумительной акустикой молитвенного зала. Звуки старинного органа «Sauer» — как известно, любимого инструмента Иоганна Себастьяна Баха, поражая неописуемой глубиной и красотой, словно прорывают купол, устремляясь в запредельную небесную ввысь, насыщая воздух божественной цельностью и гармонией.
В западной христианской традиции Адвент — особое время перед Рождеством, время радостного ожидания чуда.
И что, как величественная музыка Баха, может воплотить дух и во всей полноте раскрыть духовный смысл и глубину этого радостного праздника, имеющего непреходящее вселенское значение?
Концерт открыла Хоральная прелюдия и фугетта на тему хорала, которая прозвучала в исполнении её автора — испанского органиста-виртуоза, титулярного органиста Папской базилики Святого Михаила в Мадриде, лауреата международных конкурсов Даниэля Сальвадора.
Вместе с ансамблем «Collegium Musicum» он же исполнил две написанные Бахом на второй день Рождества, но в разные годы кантаты — № 121 «Christum wir sollen loben schon» («Христа восславим ныне») и № 40 «Dazu ist erschienen der Sohn Gottes» («Для сего и явился Сын Божий»). Солировали: Екатерина Либерова — сопрано, тенор — Михаил Нор — тенор, Анастасия Бондарева — альт, Евгений Скурат — бас.
Зримостью и мощью музыкальных образом поражает Кантата № 40 «Dazu ist erschienen der Sohn Gottes» («Для сего и явился Сын Божий»), впервые прозвучавшая 26 декабря 1723 года в двух главных церквах Лейпцига — Святого Фомы и Святого Николая. Библейские события из книги Бытие словно разворачиваются на наших глазах:
Здесь и напоминание о радости, о которой возвещает праздник:
В триумфальном звучании последнего хорала Кантаты возникает образ Христа-победителя. «Нам запрещено печалиться, чистая радость вселилась в наши сердца». — говорит, комментируя его содержание, Насонов.
Кроме того, вниманию слушателей в этот вечер были представлены Аллеманда из Пасторали фа-мажор Баха и Импровизация на тему хорала «Freuet euch, ihr Christen alle» Сальвадора. И то и другое произведения исполнялись на органе-позитиве — сравнительно небольшом передвижном органе.
…VI Международный фестиваль духовной музыки «Адвент» закроется 4–5 января 2010 года «Рождественской ораторией» немецкого музыкального гения. За дирижёрский пульт встанет художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова Владимир Юровский.
А до этого можно успеть побывать на других концертах фестиваля: 26 декабря — «Вольфганг Амадей Моцарт. “Ревием”»; 28 декабря — «Vivat, Франция!»; 29 декабря — «Музыка для королевского театра: органные концерты Генделя»; 31 декабря — «Новый год в Нью-Йорке: золотые хиты симфоджаза»; 1 января — «Все произведения И. С. Баха для органа»; 2 января — «Бах & Jazz».
Адрес тот же — евангелическо-лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла в Москве.
25 декабря 2019 года
[1] Перевод с немецкого языка текста кантат: игумен Пётр (Мещанинов).