6 октября 2010 ● СЕРГЕЙ ХОДНЕВ
Филипп Ярусски на фестивале Earlymusic
XIII фестиваль Earlymusic завершили московский и питерский концерты весомой оперной знаменитости — молодого контратенора из Франции Филиппа Ярусски ("Жарусски", с ударением на последний слог, как забавно переиначивают его восточноевропейскую фамилию во Франции). Московское выступление певца, проходившее в Малом зале консерватории, оценивает СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.
В Москве господин Ярусски уже выступал, но это было четыре с лишним года назад. Тогда он уже смотрелся одной из самых востребованных фигур во все растущем (и все более привычном для концертных и оперных сцен) поголовье певцов-контратеноров, и все же за это время с его популярностью, кажется, произошло что-то поразительное. Ссылками на аудиофрагменты и видеоролики с его выступлениями увлеченно жонглирует даже та (признаем это, весьма многолюдная) часть интернет-аудитории, которая от старинной музыки и барочных опер чрезвычайно далека. Причем с не оставляющими сомнений простодушными комментариями типа "Ой, девочки, умираю с этого певца" (много восклицательных знаков и много смайликов, такой вот наш ответ лондонским дамам 1730-х годов, ахавшим в опере: "Один Бог, один Фаринелли!"). Что там тому причиной, мода на андрогинность или какие иные идейные особенности молодежных субкультур, но вот поди ж ты. Уже полвека прошло с тех времен, как Альфред Деллер стал возвращать на сцену в "правильной" гендерной диспозиции знаменитые партии, написанные для мужских контральто и меццо, но таких бурь еще не бывало — вздумай Earlymusic арендовать зал побольше, серьезных проблем с заполняемостью, похоже, все равно не было бы.