Петр Ильич по рукописи

В "Геликоне" сыграли Первый концерт Чайковского в авторской редакции

"Подлинный" Чайковский открыл концертную афишу зала "Стравинский": Андрей Коробейников; с оркестром театра под управлением Владимира Понькина; исполнил Первый концерт Чайковского в авторской редакции.



 В программе прозвучали также первые редакции фортепианных сочинений Сергея Рахманинова - Второй сонаты и Первого концерта.

Несмотря на то, что главным достижением юбилейного года Чайковского стал выход в свет первых томов Полного собрания; его сочинений; в авторских редакциях, феномен "настоящего Чайковского" так и остается пока непознанным для музыкантов и публики. Именно об этом: о внутренней природе музыки Чайковского, о ее смыслах, взаимовлияниях, связях творчества с судьбой,; о разночтениях авторских и исполнительских редакций; сочинений Чайковского, прочитала; для геликоновской публики перед началом концерта "лауреатскую лекцию"; доктор искусствоведения Полина Ефимовна Вайдман, получившая; приз; Ассоциации музыкальных критиков Москвы; "за многолетний подвижнический труд по сохранению и изучению наследия Чайковского".

По принципу; глубинных аналогий и музыкальных взаимосвязей оказалась построенной и программа Андрея Коробейникова "Неслышанная классика".; Вторая соната Рахманинова, прозвучала в его исполнении с энергией лирического порыва, с легким дыханием и импровизационной свободой звуковой ткани,; рассеивающейся в рахманиновских пространствах; с чуть слышными колокольными; звонами.; Рахманиновский концерт Коробейников начал с "задыхающихся" аккордов,; спазматический разбег которых прерывался; красивой певучей кантиленой оркестра. В исполнительской интонации пианиста ощущалось внутреннее ажитато,; легкость в противовес патетике, созерцательность. В Andante cantabile завораживали нежные краски звука. В драматургических, фактурных нюансах, подчеркнутых Коробейниковым, улавливалась связь рахманиновского опуса с концертом Чайковского.

Наконец, во втором отделении си-бемольный концерт зазвучал в авторской редакции Чайковского. И открылся концерт не привычным ликующим каскадом аккордов у солиста, а разреженной; меланхоличной фактурой арпеджато рояля.; Весь настрой авторской редакции оказался далеким от того типа пианизма - приподнятого, пафосного, романтического, к которому за сто с лишним лет публика привыкла в Первом концерте Чайковского. У Коробейникова;; звучали негромкие арфовые разливы арпеджато, капельный звук в щемящей по красоте кантилене, октавная фактура с "траурной" краской,; цепкие страшные аккорды. Ансамбль с оркестром был плотным, сливающим звук рояля с другими инструментами.; Как; играть теперь Первый концерт Чайковского, зная о том, что авторский текст звучит иначе, каждый музыкант должен решить сам. ;

Автор
Ирина Муравьева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе