Петербургский дирижер задумал культурную реформу в масштабах страны

Валерий Гергиев приучит детей петь хором За три дня худрук Московского Пасхального фестиваля Валерий Гергиев пять раз исполнил кантату Перголези Stabat Mater с детскими хорами из провинциальных городов. Таков один из первых его проектов на посту председателя Всероссийского хорового общества, воссозданного в 2013 году. Гергиев решил использовать «служебное положение» для восстановления некогда густой сети региональных детских коллективов: отправляясь на гастроли с Мариинским оркестром, он ставил обладминистрациям условие — собрать к его приезду сводный хор и разучить латинское песнопение XVIII века.
 С задачей справились пять городов из восьми: Смоленск, Брянск, Курск, Тула и Калуга.

— У нас утеряны хоровые традиции. В городе, где живет 300–500 тыс. человек, собрать детский хор из ста человек оказалось нелегко, — признался «Известиям» Валерий Гергиев. — Это проблема. Но лучше ее обнажить, чем спрятать. 20 лет всë это гибло, и люди делали вид, что ничего не происходит.

На разведку был заранее отправлен руководитель московской Капеллы имени Юрлова Геннадий Дмитряк, порепетировавший с каждым из хоров. Сам Гергиев впервые знакомился с коллективами за полчаса-час до концерта.

— Дети, не пугайтесь: темпы будут быстрее, чем мы учили, — настраивали слегка напуганных девчонок местные хормейстеры.

Несмотря на цейтнот, эксперимент удался — не только в количественном, но и в качественном отношении. Хоры справились и с партитурой, и с латынью, и с нестандартной дирижерской техникой Гергиева. Только детские обмороки пару раз создавали бреши в стройных хоровых рядах.

Когда тебе 10–12 лет, и Гергиева ты видел только по телевизору, полчаса на сцене рядом с легендарным музыкантом могут стать решающим стимулом к выбору профессии. Но Валерий Абисалович не готов довольствоваться надеждой на это: он хочет, чтобы хоры, выставленные к приезду высокого гостя, не оставались потемкинскими деревнями, а продолжали действовать самостоятельно.

— Мы даем первый толчок, после которого каждый коллектив начинает жить собственной жизнью. Через года-полтора встречаемся еще раз, — планирует Гергиев.

Есть у него и более глобальная idée fixe — вернуть уроки пения в общеобразовательный школьный курс по всей стране. Об этом Гергиев недавно говорил на президентском совете по культуре. Проблема в том, что и так уже раздутое число обязательных школьных часов увеличивать некуда. Значит, ради хора нужно чем-то жертвовать. Как рассказал «Известиям» Геннадий Дмитряк, во Всероссийском хоровом обществе считают, что пожертвовать надо часом иностранного языка. Что ж, латынь в кантате Stabat Mater или хотя бы английская кэрол — чем не замена сухой зубрежке на уроках иняза?
источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе