Очередные пения

Вручили премию имени Владимира Высоцкого

Премия авторская песня

Накануне дня рождения Владимира Высоцкого в телецентре "Останкино" прошла церемония вручения премии "Своя колея". Песни барда в исполнении его современников и поклонников слушал БОРИС БАРАБАНОВ.  

Премию, учрежденную в 1997 году Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, Министерством культуры РФ и комитетом по культуре Москвы по инициативе сына поэта Никиты, в этом году вручали в 13-й раз. Никита Владимирович Высоцкий не упустил случая упомянуть эту цифру, сетуя на суету и накладки во время съемок. Когда-то "Свою колею" снимали одним махом в каком-нибудь знаковом месте, например в Звездном городке. Теперь это чисто телевизионный проект. В этом году церемонию снимали в одной из останкинских студий на протяжении трех дней со всеми обычными атрибутами любого из здешних шоу — с массовкой, которую то и дело пересаживали согласно задумке драматургов, с грозным режиссерским голосом в колонках, от которого дрожали случайно оказавшиеся в кадре фоторепортеры, и с вечно хихикающей молодежью из числа ассистентов. Тем не менее фигура Владимира Высоцкого, возможно, единственная, способная сообщить даже стандартному останкинскому продукту и процессу особую ноту значительности. Когда посреди съемочного бедлама ведущий Валерий Золотухин вдруг, мимо сценария, начал читать стихотворение Владимира Высоцкого "Ах, откуда у меня грубые замашки?", народ притих и без всяких сигналов ассистентов окатил актера аплодисментами.

Как и каждый год, жюри, состоящее из друзей барда и лауреатов прошлых лет, наградило троих россиян, принадлежащих совершенно разных цехам и сословиям. Объединяет их, пожалуй, только то, что каждый из них мог бы стать героем песни Владимира Высоцкого. Он пел про спортсменов, и премию "Своя колея" дали легендарному хоккеисту и тренеру российской сборной по хоккею Вячеславу Быкову — за то, что смог вернуть престиж российскому хоккею и дважды вывести команду в чемпионы мира. Поздравлявшие не забывали пожелать господину Быкову и его подопечным победы на зимней Олимпиаде в Ванкувере. Владимир Высоцкий писал про врачей и, значит, вполне мог бы воспеть лауреата "Своей колеи" главврача Первого московского хосписа Веру Миллионщикову. И, конечно, готовый персонаж для песни Владимира Семеновича — ведущий инженер производственно-технической службы Саяно-Шушенской ГЭС Ильдар Багаутдинов, проявивший, как сказано в комментарии жюри, "личное мужество и решительность в экстремальной ситуации". Устроителям церемонии, определяя лауреатов, всегда удавалось соблюсти баланс между известными лицами и людьми, далекими от телевизионного света. В этот раз, кажется, даже случился перекос в пользу последних.

А песни Владимира Высоцкого, как обычно, исполняли персоны в высшей степени узнаваемые. Набор концертных номеров в этом году был объединен вокруг знаменитого французского альбома Владимира Высоцкого "Натянутый канат" (1977). Как сообщил "Ъ" Никита Высоцкий, инициатива перепеть эти произведения силами современных артистов принадлежала директору дирекции музыкального вещания "Первого канала" Юрию Аксюте. Перед исполнителями не ставилась задача придерживаться звучания оригинала или петь по-французски.

Альбом "Натянутый канат. 33 года спустя" начинается с Григория Лепса — человека, обязанного песням Владимира Высоцкого половиной свей карьеры. Господину Лепсу по традиции легче всего предъявить упреки по части вкуса вроде: "Стал бы Высоцкий так надрываться?" — однако после двух альбомов с песнями барда даже самые упертые фанаты поэта, похоже, смирились с трактовками эстрадного певца. Основу артистической сборной в этом проекте составили поющие актеры, уже не раз работавшие с наследием Владимира Высоцкого и справляющиеся с его материалом без промахов и без откровений: Валерий Золотухин, Дмитрий Певцов, Сергей Безруков, Екатерина Гусева, Николай Губенко. От музыкального цеха были делегированы тоже, в общем, довольно предсказуемые Олег Митяев и Александр Маршал. И то, что с песнями поэта отлично справляется Гарик Сукачев, тоже не новость. Его темперамент подходит практически идеально. Телеведущий Иван Ургант, не упускающий шанса продемонстрировать музыкальные умения в родных комических шоу, не стал менять амплуа и сыграл в лицах "Диалог у телевизора" и "Письмо к другу (Зарисовка о Париже)". Елену Камбурову нечасто увидишь в программах, рассчитанных на широкую аудиторию, и слишком медийным лицом певицу тоже не назовешь, так что ее драматичная трактовка "Белого вальса" — одна из несомненных удач проекта. Финал диска — "Вершина" из фильма "Вертикаль" в исполнении Александра Розенбаума. Петербургский бард, остающийся после ухода Владимира Высоцкого "номером первым" в отечественной авторской песне, вообще не стал ничего менять в оригинале, его номер звучит так, будто записан с одного дубля между двумя гастрольными авиарейсами.



Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе