На русский рок с шенгенской визой

Как экономика и политика стали капканами музыкального процесса в России
Когда в больших городах концертная жизнь уходит на летние каникулы, на просторах полей, на природе мощным потоком живой музыки начинают расцветать разнообразные фестивали. 
фото: Наталья Мущинкина

Так происходит не только у нас, но и в Европе, где все самые значимые рок-, поп- и электронные фестивали проходят в летние месяцы. 

Журналист и постоянный соведущий фестивалей «Звуковой дорожки» Алексей ОСТУДИН рассказывает сегодня, с каким багажом достижений и проблем готовятся к летнему сезону самые значимые и трендовые отечественные фестивали в нынешние турбулентные времена.

Отправной точкой фестивального движения в России можно считать 2000 год, когда «Нашествие» впервые вырвалось из ДК им. Горбунова на просторы ипподрома в подмосковном Раменском и длилось два дня. Как говорит Андрей Клюкин, продюсер фестиваля «Дикая мята», «нормальные фестивали начинаются с любви человека к какому-то стилю музыки — к русскому року, панку, джазу или фолку». Именно такие фестивали продолжают свою жизнь и в наши непростые времена, когда спонсоры стали пугливее антилоп импала. Нельзя сделать долгоживущий фестиваль, посвященный пивному бренду или банку. Рано или поздно отдел маркетинга решит, что деньги лучше потратить как-то по-другому, — и фестиваль умрет. «Нашествие», «Доброфест», «Дикая мята» и «Кубана» — четыре самых посещаемых российских фестиваля — продолжают плодотворную творческую жизнь, несмотря ни на что! У каждого из них есть ясная концепция и устойчивая преданная аудитория, для которой организаторы стремятся каждый год найти что-то такое, что в очередной раз привлечет их на фестивальные поля. А это непросто.

То же «Нашествие» некоторые стали сравнивать с «Песней года» — только с живыми инструментами, где каждый раз вы встретитесь с песнями, избежать которые физически невозможно. На это продюсер фестиваля Леонид Ланда отвечает, что новых талантов не появляется в таком количестве, чтобы обновлять список участников радикально. Организаторы самого массового российского фестиваля с посещаемостью под 100 000 человек стараются, чтобы хотя бы хедлайнеры не повторялись каждый год. В этот раз зрителям на главной сцене предстоит увидеть выступления групп «Сплин», «Алиса», «Ленинград», «Би-2», «Чай Ф», «Калинов мост», Глеба Самойлова и the Matrixx и многих других. Не удалось в этом году заманить Земфиру. Она будет играть на «Кубане». «Сложно вспомнить за несколько лет хоть одно яркое новое имя, которое собирает стадионы, о котором можно говорить как о хедлайнере», — жалуется Леонид. Выступление на серьезном рок-фестивале для молодых групп — это, безусловно, полезно, но не стоит наивно думать, что после «Нашествия» или «Доброфеста» ваша жизнь кардинально изменится, появятся миллионы фанатов — и вы поедете на гастроли. Продюсер «Доброфеста» Сергей Силушин, который ведет серьезный отбор новых имен в течение всего года, считает, что многим из молодых музыкантов не хватает мастерства, и советует артистам, прежде чем пытаться выступать на больших площадках, набраться концертного опыта и относиться к себе с должной самокритикой.

Кстати, на «Доброфесте» принципиально не употребляют слово «хедлайнер» и на афишах пишут всех участников одним шрифтом. Эту же позицию разделяют и на «Дикой мяте», чья афиша, однако, все же позволяет увидеть, какие имена организаторы считают локомотивами при продаже билетов: Борис Гребенщиков, грузинские коллективы Mgzavrebi и Нино Катамадзе, «Калинов Мост», «Мельница», Tequilajazz, Zdob si Zdub — главные имена в этом году. Еще одним принципиальным вопросом является желание организаторов фестиваля платить гонорары всем его участникам — почти уникальное желание среди фестивальных продюсеров. На «Нашествии» гонорары платят лишь артистам главной сцены и единицам со сцены второй, а на «Доброфесте» на гонорар, да и то на «фестивальный» его размер, могут рассчитывать лишь большие имена, тем не менее в этом году они ждут на свою сцену «Сплин», Lumen, «Пилот», Noize MC, «Смысловые галлюцинации», «Слот», Дельфина и многих других. Сергей Силушин с огромным сожалением констатирует, что нестабильность с курсом рубля и сложная ситуация со спонсорами вынудили его отказаться от иностранных коллективов. Иностранные гости очень важны для музыкальной составляющей фестиваля, так как пост-панк и поп-панк крайне успешны на Западе и музыкантам необходимо обмениваться идеями.

Константин Кинчев возглавляет Армию «Алисы» на всех фестивалях.
фото: Наталья Мущинкина 

«Кубана», которая в этом году переехала из Краснодарского края в Калининградскую область, традиционно более ориентирована на западных артистов, и поэтому вопрос затрат на гонорары стоит особенно остро. Илья Островский, продюсер фестиваля, отмечает, что прежде всего по причине экономической ситуации, а не политической вопрос с хедлайнерами очень сложен. Тем не менее помимо уже упомянутой Земфиры они завлекают группами «Ленинград», HIM, Enter Shikari, Gus Gus, «Браво» и многими другими. Однако, как нетрудно догадаться, не только экономика, но и политика сильно влияет на российские фестивали. «Кубане» «везло» чаще, чем другим. То группа Bloodhound Gang устроит «провокацию» (хотя какой это панк — без провокации?!) с российским флагом в Одессе и затем не сможет выступить на «Кубане» под огнем «проснувшейся» критики, то рэпер Noize MC выйдет на сцену голым. Однако г-н Островский утверждает, что причины отказов от выступлений западных артистов в прошлом году связаны прежде всего с опасениями за свою безопасность. Менеджеры коллективов просто смотрели на карту и видели, что от Донбасса и места крушения малайзийского «Боинга» до «Кубаны» всего пара сантиметров. Многих это пугало. Для фестиваля прошлый год вообще был сложный. Дело дошло до того, что во время ивента Илья Островский заявил о том, что «Кубана-2014» станет последней. Среди причин он называл катастрофический спад посещаемости, вызванный потерей по известным причинам украинской и белорусской аудиторий. Да и многие россияне стали опасаться ехать в южные регионы, где рядом идет настоящая война. В сложившихся условиях объявление о закрытии фестиваля не было пиаром. Как откровенничает Илья, он и сам два-три месяца «жил с этим ощущением». Однако дело всей жизни не должно было умереть, и очень удачно возникла Калининградская область и взаимопонимание с региональной властью.

Мирные отношения с местными губернаторами и силовыми структурами — залог долголетия и успеха мероприятия. Без административного ресурса организаторов крупный фестиваль просто невозможен. Андрей Клюкин, например, очень рад нынешнему сотрудничеству с Тульской областью, куда в этом году из Калужской переезжает «Дикая мята», которая позиционирует себя как семейный фестиваль — и это очень укладывается в актуальную сейчас концепцию «традиционных» ценностей. При этом Андрей особенно подчеркивает, что региональная власть не требует ничего взамен. Никакого идеологического присутствия, никаких политических акций. А калининградский губернатор Николай Цуканов даже изгнал с совещания слишком ретивого попа-«общественника», который в состоянии болезненной экзальтации требовал оградить православную землю калининградщины от «очага разврата и пропаганды чуждых ценностей». По нынешним временам это выглядело неправдоподобно вдохновляюще! Прогрессирующая и неуемная активность самопровозглашенных охранителей общественной морали и нравственности пугает и Сергея Силушина. По его словам, «Доброфест» пока не становился объектом атак моралистов, но тенденцию он видит — и она его «категорически не радует». Более того, продюсер опасается, что подобная ситуация может стать для т.н. активистов хорошим бизнесом, когда они будут вымогать у организаторов некие суммы в обмен на спокойное проведение мероприятия.

На этом фоне большая дискуссия развернулась в прошлом году после того, как на «Нашествии» Министерством обороны была устроена экспозиция военной техники, а в специальной палатке миловидные «прапорщицы» осуществляли запись желающих служить в Российской армии по контракту. На фоне боевых действий на востоке Украины многие поклонники музыки и сам основатель «Нашествия» Михаил Козырев восприняли это как «знак присутствия милитаристской идеологии на мероприятии», где таковой быть не должно вовсе, ведь рок-фестивали всегда и везде боролись как раз за мир и любовь, а не за войны и противостояния. Однако организатор феста Леонид Ланда не видит в этом ничего предосудительного, отмечая, что на более чем 200 гектарах поля военная экспозиция занимала совсем небольшое пространство и была крайне популярна как у взрослых, так и у детей: «Ведь это действительно интересно, как устроен танк»... Леонид предлагает относиться к этому как к увлекательному аттракциону и не пытаться разглядеть тайные смыслы и знаки. В этом году на «Нашествии» военная экспозиция повторится, как и полеты самолетов пилотажной группы «Стрижи», чье выступление стало крайне популярной и неотъемлемой частью программы.

Однако, как бы того ни хотелось, избежать влияния политической ситуации организаторам фестивалей не удается. Прежде всего это отражается на составе участников. Андрей Клюкин крайне опечален ситуацией, когда коллективы из Украины в этом году отказались ехать к нему на фестиваль по причине того, что после этого они не смогут играть у себя дома. Андрей призывает всех музыкантов «слезть с танков», считая, что музыка обязана быть миротворцем и объединять людей разных стран. В свое время «Дикая мята» в разгар конфликта между Россией и Грузией устроила день грузинской культуры. И все прошло очень позитивно. То же самое было сделано, когда ситуация на Украине только начиналась. Как утверждает Андрей, это не было политическим демаршем: «Это было нормальное, естественное чувство человека, который хочет мира». Но в этом году идеи мира, увы, не в моде. С таким же отказом украинских групп приехать на «Доброфест» столкнулся и Сергей Силушин. Ну а Леонид Ланда даже и не звал «Океан Эльзы» или «Вопли Видоплясова» потому, что знал, что они откажутся. Хотя справедливости ради надо заметить, что совсем не факт, прими они приглашения, что украинских рок-звезд пустили бы в Россию, где против них ура-патриотами развернута настоящая кампания шельмования и ненависти. Г-н Ланда при этом выразил уверенность, что «когда ситуация успокоится, они снова к нам приедут». Но и само «Нашествие» не избежало обвинений в оппозиционности, когда в прошлом году на главной сцене играли «Машина времени» и «Ляпис Трубецкой». В одном из недавних интервью экс-лидер «ляписов» Сергей Михалок заявил, что не испугался спеть на поле, которое «все было во флагах ДНР», песню, посвященную Майдану. Однако Леонид Ланда замечает, что флагов самопровозглашенных республик на самом деле было совсем немного, и уж точно меньше, чем флагов России, Москвы, Питера или группы «Алиса». Так что, как говорит продюсер, «геройство Михалка, кроме него, никто и не заметил».

Капризная Земфира — по-прежнему желанный пирожок любого open-air.
фото: Наталья Мущинкина
¦ ¦ ¦

Сколько же стоит посетить фестивали? Все очень по-разному. Андрей Клюкин утверждает, что самый бюджетный вариант обойдется примерно от 4000 рублей с человека. В эту сумму войдет самый дешевый билет, плата за аренду места под палатку и оплата парковки. Андрей обещает, что и общепит на фестивале также доступен на любой вкус и любой кошелек. Сергей Силушин считает, что для комфортного пребывания на их фестивале достаточно 10 000 рублей на человека. Конечно, в эту сумму не входит сувенирная продукция, которая продается в изобилии. Леонид Ланда со своей стороны считает, что на компанию из 4 человек, которые решили приехать на автомобиле и хотят отдохнуть с чуть большим комфортом, т.е. с размещением в вип-палатке с вип-парковкой и вип-билетами, хватит суммы в 50 000 рублей на всех. Правда, это лишь в том случае, если все купить заранее. Ну а простые любители русского рока, приехавшие на электричке и разместившиеся в общей зоне, вполне могут уложиться и в 15 000 рублей на четверых. Что касается переехавшей на Балтику «Кубаны», то к ценам на места для палаток и еду добавляются еще и расходы на перелет или переезд до Калининграда, который по суше (на поезде или машине) два раза пересекает границу Евросоюза, в связи с чем требуется наличие загранпаспорта с транзитной визой. Продюсер Илья Островский крайне четко видит свою целевую аудиторию:

— Меня не очень интересует молодой человек или девушка, которые хотят поехать на фестиваль, но не имеют загранпаспорта. Отсутствие загранпаспорта для меня признак несовременности и другого подхода к жизни. Мы ориентируемся на молодую, динамичную, современную аудиторию, для которой наличие загранпаспорта с шенгенской визой не является проблемой. Мне не нужны те люди, которые могут на халяву прыгнуть в электричку, проползти под забором и со своей бутылкой пива провести весь фестиваль. Меня интересует работающая молодежь…

¦ ¦ ¦

Притом что больших и профессиональных фестивалей в России не так уж и много, они друг с другом не конкурируют. Разная музыка, разные аудитории, разная идеология. «Кубана» движется к западным границам, всегда считая себя «разножанровым европейским фестивалем», «Дикая мята», когда-то начавшаяся как городской московский фестиваль, ищет укромное место для семейных фолк-музыкальных развлечений в Тульской области, «Нашествие» уже который год захватывает своим масштабом и звуковым давлением почти весь Конаковский район Тверской области, ну а «Доброфест» все так же располагается на аэродроме «Левцово» под Ярославлем, как бы намекая на свободный творческий полет его участников и гостей. Тем, кто по-прежнему любит музыку, есть куда поехать и провести лето так, чтобы было что вспомнить и что напеть.


Алексей Остудин 
Автор
Алексей Остудин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе