Музыка выше закона. Все выше и выше…

В России растут объемы нелегальной продажи музыки — на фоне падения рынка пиратских компьютерных программ

Летом профильные интернет-издания взахлеб перепечатывали победную реляцию Международного альянса производителей программного обеспечения (BSA), согласно которой Россия вышла на первое место в мире по темпам снижения уровня пиратства в области компьютерных программ. Доля нелицензионного программного обеспечения составляет сейчас в нашей стране около 68%, что все еще более чем в полтора раза превышает среднемировой уровень (41%), но в этом сегменте мы уже вышли из двадцатки стран с самым высоким уровнем пиратства. 


В области цифровой музыки сложилась совершенно противоположная ситуация. 

«Ведомости» со ссылкой на компанию iKS-Consulting недавно сообщили, что еще в 2006 году официальные интернет-магазины Рунета продавали музыки на $9 млн в год. Это при сильнейшем конкурентном давлении со стороны полузаконного Allofmp3.com, который, несмотря на значительно сниженные по сравнению с легальными магазинами цены, один продавал музыки более чем на $20 млн. 

Позднее Allofmp3.com был прикрыт под нажимом со стороны мировых звукозаписывающих компаний — лейблов. Относительно легально действовать в рамках российского законодательства ему позволяло существование т.н. «обществ по коллективному управлению авторскими правами» («коллективных управляющих»). Напомним, что в 2007 году, уже после закрытия ресурса, Черемушкинский суд Москвы оправдал владельца Allofmp3.com Дениса Квасова, обвиненного в нарушении авторских прав по статье 146 УК. 

Ввод в действие в начале 2008-го 4-й части Гражданского кодекса кардинально изменил ситуацию в этой области. Адвокат Андрей Миронов, специализирующийся в области авторских прав, характеризует ее так: «Ранее любой «коллективный управляющий», при условии, что он создан в порядке и в соответствии с законом, мог представлять интересы неограниченного круга авторов, а следовательно, собирать «вознаграждение» (которое, возможно, никогда не было бы распределено). Сейчас в отношении ряда правомочий в области авторских прав действуют аккредитованные государством коллективные управляющие, которые де-юре являются монополистами в своей сфере». И теперь любому, хоть непосредственно продавцу, хоть «коллективному управляющему», необходимо заключать прямой договор с правообладателем: «...что стало существенным препятствием к нормальной деятельности продавцов и поставщиков музыкального и иного контента». 

Таким образом, эффект от введения новых правил оказался ровно противоположным ожидаемому: уже в 2008 году, согласно той же iKS-Consulting, рынок легальной музыки в Рунете упал в три раза, до $3 млн, в то время как пиратские продажи, несмотря на закрытие Allofmp3.com, в те же три раза выросли — до $60 млн. Еще больше выросла, естественно, и популярность абсолютно бесплатных файлообменных сетей-торрентов.

Миронов надеется, что в области музыки возникнет, наконец, свой легальный «управляющий»: «Как юрист я надеюсь, что основным игрокам рынка музыки в Рунете удастся договориться и создать такую организацию, которая бы отвечала их интересам, защищала бы права исполнителей и находила способы борьбы с незаконным распространением музыки». 

Но вот Соня Соколова, владелец одного из крупнейших онлайновых музыкальных магазинов Рунета Soundkey.ru и музыкально-вещательного сайта Zvuki.ru, настроена пессимистически. В ответ на просьбу прокомментировать для читателей «Новой» сложившееся положение Соня нарисовала довольно обширное эпическое полотно в мрачных тонах, из которого мы вынужденно воспроизводим здесь лишь основные фрагменты: «Основная проблема с попытками законодательного урегулирования ситуации заключается в том, что российские законотворцы, побуждаемые лейблами и обществами коллективного управления правами, в основном сосредоточились на запретительных мерах, препятствующих распространению музыки в Интернете. Огромное количество пиратских сайтов, процветавших в Рунете еще 2-3 года назад, вместо того чтобы превратиться в легальные магазины и системы вещания, просто перепрофилировались или вовсе ушли с рынка, уступив дорогу бесплатным торрентам. По-прежнему нет такой обязательной для рынка вещи, как единый банк прав: в случае, если вы желаете продавать музыку, вы зачастую попросту не в курсе, к кому обращаться за лицензией.

Но самая главная проблема музыкального сектора в Рунете — сиюминутные интересы правообладателей. Даже самые крупные и устойчивые лейблы не готовы работать на перспективу: выстраивать отношения с дистрибьюторами, вкладываться в пропаганду легальных продаж, формировать рынок. Дистрибьюторы музыки в Рунете платят дважды: сначала лейблам — за каталог (стоимость одного каталога западной музыки из 200—300 тыс фонограмм — порядка $150—200 тыс в год), а потом — за рекламу, чтобы его продать. Эта ситуация является уникальной: нигде, кроме России, нет так называемых «минимальных гарантированных платежей»; нигде музыкальные компании не занимают столь пассивную позицию по отношению к собственным продуктам.

Разрыв между шоу-бизнесом и музыкальной индустрией в Интернете стал настолько велик, что потребуются огромные усилия с обеих сторон, чтобы нормализовать обстановку нетравматичным для пользователей способом. Ко всему прочему, следует понимать: новое поколение слушателей без музыки не останется, поскольку, пока лейблы делили с сайтами свое старое наследие, выросло новое поколение музыкантов, которое уже привыкло раздавать музыку бесплатно и зарабатывать на концертах и мерчандайзе*». 

Видимо, деваться некуда: музыкальной индустрии в числе первых среди всех творческих отраслей (кино, литература) рано или поздно придется выстраивать какую-то новую модель продаж. Как говорит Андрей Миронов, «сами артисты все чаще выкладывают свое творчество для свободного прослушивания, поскольку понимают, что рано или поздно кто-то сделает это вместо них и за них».

* Т.е. на распродаже футболок, значков, наклеек и пр.

Юрий Ревич

Новая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе