Музыка – и большего не надо

Креативность невозможно остановить.
Надо приспособиться к обстоятельствам. Жить и творить, невзирая на кризисы.
Фабио Мастранджело, дирижер и пианист


Известный дирижер Фабио Мастранджело – человек мира, который успевает утром репетировать в Москве, а вечером дирижировать в Италии, у которого каждый час расписан по минутам, а свой успех он объясняет просто – кураж и труд. В этом году Фабио празднует юбилей. В преддверии праздника музыкант поделился с журналом «Эксперт Северо-Запад» историей своего успеха.

– Вы являетесь и дирижером, и пианистом, и руководителем... Как удается совмещать все должности, и какая из них доставляет большую радость?

– В первую очередь я дирижер. Мне повезло – удалось найти свое призвание. Как пианист я сейчас выступаю редко. Хотя во время закрытия конкурса Елены Образцовой я снова сел за рояль, поработал с молодыми певцами, испытал огромное удовольствие. Но 99% времени занимаюсь дирижированием. Другое дело – руководить театром. Мечта любого дирижера иметь площадку, где можно ставить те спектакли, которые тебе близки, иметь свой коллектив, свой оркестр, свой хор и даже свой балет. Два года назад меня назначили художественным руководителем театра «Мюзик-холл». На тот момент в театре не было труппы, оркестра, репертуара, а были только долги, отсутствовало видение, в каком направлении театру развиваться. Театр терял лицо, как будто только здание существовало, а внутренней начинки не было. Сейчас вместе с директором театра Юлией Стрижак мы активно занимаемся его преобразованием. В апреле этого года создали камерный оркестр «Северная симфониетта». Коллектив активно задействован в концертах в рамках абонементов на сцене театра, побывал на гастролях в Италии, Турции, Финляндии, выступил на моем фестивале «Опера – всем». Нам удалось буквально заново создать детский репертуар; на сцене Мюзик-холла идут сверхпопулярные мюзиклы «Мастер и Маргарита» и «Онегин»; мы выпустили яркий спектакль «Опасные связи», который очень любим молодежной аудиторией. 

Мои первые слова благодарности, безусловно, губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, который, назначая меня на должность, сказал, что хочет, чтобы Мюзик-холл обрел новое лицо, чтобы в нем возродилась жизнь. И сейчас он активно помогает нам, находится в курсе наших удач и трудностей. На одной из недавних встреч губернатор выразил поддержку тому, что театр во многом меняет направление деятельности. Мюзик-холл будет и уже стал музыкальным театром, но обладающим совершенно другим репертуаром, нежели Мариинский и Михайловский театры. Конечно, для этого нам необходимо увеличить оркестр, собрать хор и балетную труппу. В этом губернатор обещал помочь. Это интересные перспективы для театра, для города и, разумеется, для меня лично. Когда этот процесс совершится, начнется полноценная жизнь театра.

– Чем пополнится репертуар театра? Какова будет основная концепция? 

– Вместе с директором театра Юлией Стрижак в октябре 2014 года мы защитили концепцию театра на коллегии Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Наши коллеги, уважаемые руководители театров и концертных организаций города, оказали нам большое доверие, единогласно поддержав наше предложение о развитии театра как музыкального. В соответствии с этим в сезоне 2015-2016 годов в Мюзик-холле впервые в истории театра появились абонементы симфонической и камерной музыки с солистами, с оркестром, с певцами. Это абонементы: «Чайковский. Известный и неизвестный», «Музыкальное путешествие с Фабио Мастранджело» и детский абонемент «Музыка и Сказка». Оперный репертуар, который мне видится на сцене театра, включает оперы, которые неизвестны или малоизвестны в России. Меня поразило, что постановка «Ромео и Джульетты» Ш. Гуно, которая осуществилась в московском театре «Новая Опера» в прошлом году, стала первой постановкой этой оперы на оригинальном языке в России. Мне хотелось бы, чтобы и на сцене моего театра мы поставили этот спектакль.

Другое направление – включить в репертуар более легкие по сюжету оперы, комические, но серьезные по исполнению музыки. Такие, как Дж. Верди «Король на час», «Ласточка» Пуччини, «Флорентийская соломенная шляпка» Нино Рота. Мне хочется, чтобы с нашим оркестром в Мюзик-холле выступали лучшие солисты – Денис Мацуев, Мария Гулегина, Василий Ладюк; чтобы на нашей сцене был современный балет, ставились как популярные мюзиклы, так и написанные в наши дни. Моя мечта сделать из Мюзик-холла одну из самых популярных театральных площадок города, чтобы здесь было интересно людям всех возрастов, профессий, чтобы сюда стремилась разная публика и все зрители находили в нашем репертуаре концерт или спектакль по душе.

– У Мариинского театра появится конкурент?

– Мы, конечно, все до какой-то степени конкуренты, но это белая конкуренция, мы не пытаемся украсть публику друг у друга, а просто создаем свою нишу. Наоборот, я надеюсь, мы будем друг другу помогать. Например, я давно мечтаю осуществить совместную постановку с участием солистов из Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.

– Вы человек искусства, как совмещаете коммерческие нотки с искусством?

– Мне кажется, что любой успешный дирижер должен иметь склонности к бизнесу. Руководство театром похоже на руководство большой фирмой, поэтому невозможен только творческий подход, требуются знания бизнеса и экономики. Так что хочешь или нет, лучше приобрести эти качества. Мне удалось это сделать очень рано. Молодым дирижером я жил в Канаде, закончил там Университет города Торонто, создал свой оркестр «Виртуозы Торонто», и, чтобы он существовал, надо было искать частное спонсорство, так как финансирование от государства было нулевым. Я был вынужден выучить коммерческие подходы. Когда знаешь, как использовать знания, легче руководить, в жизни это всегда пригодится. Поэтому сейчас я решил открыть свой Благотворительный фонд. Это будет мобильный инструмент, позволяющий обеспечивать активный рост нашего театра и его деятельности.

– Вы живете в Петербурге 13 лет, как складывалась ваша судьба в этом городе?

– Я приехал в Петербург даже раньше – 16 лет назад, в 1999 году, чтобы посетить мастер-класс для молодых дирижеров. Мне тогда очень повезло. Дирижер Александр Канторов, который руководил процессом, увидел во мне такие качества, которые, видимо, убедили его, что я могу быть успешным дирижером. Он поддержал меня, а я сразу влюбился в город. Может быть, это странно прозвучит, но я сразу решил, что останусь в Петербурге и буду здесь жить. Частично кураж, частично удача помогли осуществить эту мечту. На сегодняшний день я уже 13 лет постоянно живу в Петербурге. Хотя у дирижеров слово «постоянно» не употребляется. У меня здесь квартира, семья, а я нахожусь в городах России, Италии, Кореи, Франции, Германии, Швейцарии. Это радует, но такова цена, которую дирижер должен заплатить за карьеру – не иметь шансов часто бывать дома. Несколько лет назад я стал гражданином России, получил российский паспорт. Я этим горжусь.

– У Вас своя методика работы с каждым оркестром или вы со всеми работаете одинаково?

– Разница есть всегда, но надо достигать самых высоких результатов независимо от того, с какими музыкантами работаешь. Мне кажется, не стоит сравнивать один оркестр с другим. Это не на пользу. Наоборот, надо вытягивать из коллектива максимум. Делать это с любовью к музыке и понимать, какие музыкальные результаты ты хочешь получить. Часто бывает, что коллективы даже не первого класса, работая со мной, очень сильно профессионально подтягиваются. И они сами это замечают. Это мое личное достижение, и очень приятно это осознавать.

– Вы даете путевку в жизнь многим начинающим певцам. Например, программа «Большая опера»...

– Да, это один из самых моих любимых проектов! Огромное спасибо генеральному директору телеканала «Культура» Сергею Шумакову за инициативу воплотить такую программу в жизнь. Мы три сезона были в эфире и, что важно, имели очень приличные рейтинги. Мне посчастливилось быть и членом жюри проекта, и дирижером. «Большая опера» – это популяризация классической музыки. Проект дал молодым певцам большие возможности показать себя на рынке. Я очень надеюсь, что «Большая опера» вновь вернется на экраны; что в следующем сезоне многие одаренные исполнители получат шанс заявить о себе.

Кроме того, много молодых оперных певцов – студентов Санкт-Петербургской консерватории – принимают участие в фестивале «Опера – всем». У них появляется возможность выступить на одной сцене с уже состоявшимися мастерами. И главное, что их слышат и видят тысячи людей, так как наш фестиваль носит глубокую социальную направленность – совместно с Комитетом по культуре Санкт-Петербурга мы предоставляем свободный вход на постановки open air. За четыре года фестиваль посетили около 50 тыс. петербуржцев и гостей города.

– Привносите ли итальянское восприятие культуры в Россию?

– Я далеко не первый итальянец, который приехал в Россию, полюбил страну и остался здесь жить, по сути, став русским. Это процесс, который давно происходит – вспомним архитекторов Растрелли, Росси, Ринальди. Я хотел бы надеяться, что попал в эту струю и продолжаю то, что было начато великими предшественниками.

– А что сейчас происходит с современной итальянской культурой?

– Я не могу точно сказать, что происходит в Италии, потому что 25 лет из 49 я не живу там постоянно. Я боюсь ошибиться. Бываю в Италии довольно часто по работе. Не радует кризис, который происходит в Европе. Государство снижает финансирование театров, оркестров. Но люди искусства продолжают действовать и создавать постановки на высоком уровне, креативность невозможно остановить. Надо приспособиться к обстоятельствам. Жить и творить. В русской культуре есть рост, она становится все более и более интересной. Классическая музыка на то и классическая, потому что несовременная. В классической опере новой может быть только постановка, потому что музыка была написана 50 или 250 лет назад. Традиции по исполнению тоже были созданы раньше. Я хочу отметить, что правительство России, несмотря на сложности, поддерживает культуру и продолжение ее традиций.

– Какие мероприятия планируются в рамках юбилея, который состоится в ноябре?

– Вы знаете, сначала надо осознать, что я подошел к такому юбилею (улыбается). Во-первых, 27 ноября, непосредственно в мой день рождения, на сцене Мюзик-холла я встану за дирижерский пульт нашего оркестра, то есть буду работать. И это меня радует, это, поверьте, лучший подарок для дирижера. В этот вечер я жду в гости своих друзей-музыкантов – солистов Мариинского театра: Марию Максакову, Евгения Акимова, Викторию Ястребову, Аскара Абдразакова, скрипачку Марию Солозобову. А 29 ноября у меня концерт в Большом зале Московской консерватории с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф. Светланова. И рядом со мной также будут друзья, и будет звучать музыка. Большего мне и не надо.


Санкт-Петербург  


Итальянец в России
Более десяти лет Фабио Мастранджело работает в России, возглавляет различные крупные музыкальные коллективы и фестивали. В настоящее время является художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-холл» и главным дирижером оркестра «Северная Симфониетта», главным дирижером симфонического оркестра Филармонии Якутии Sinfonica ARTica, художественным руководителем ансамбля солистов Новосибирской филармонии «Новосибирская камерата», главным приглашенным дирижером академического симфонического оркестра Новосибирской филармонии, приглашенным дирижером театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова. Сотрудничает с оркестрами Владимира Спивакова, Юрия Башмета и Юрия Темирканова. Маэстро Мастранджело – художественный руководитель Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера – всем», а на протяжении трех сезонов является членом жюри и дирижером популярного проекта телеканала «Культура» «Большая опера».
Автор
Ольга Ванькичева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе